Домой / Билирубин / Философия теодора адорно. Теодор адорно - биография, информация, личная жизнь

Философия теодора адорно. Теодор адорно - биография, информация, личная жизнь

Теодор Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno). Родился 11 сентября 1903 года во Франкфурте (Германия) - умер 6 августа 1969 года в Сьоне (Швейцария). Немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки.

Был членом франкфуртской социологической школы вместе с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), Гербертом Маркузе (Herbert Marcuse) и Юргеном Хабермасом (Jürgen Habermas). В период с 1937-го по 1941-й был музыкальным режиссером Radio Project.

Родился Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд (Theodor Ludwig Adorno Wiesengrund) в Франкфурте (Frankfurt); был он единственным сыном богатого виноторговца Оскара Александра Визенгрунда (Oscar Alexander Wiesengrund) и певицы Марии Барбары (Maria Barbara), урожденной Кальвелли-Адорно (Calvelli-Adorno). Вторую половину девичьей фамилии матери Теодор использовал в качестве новой фамилии уже в 30-х, когда стал натурализованным американцем.

Не в последнюю очередь на формирование юного Теодора повлияла жившая в доме его родителей тетушка Агата (Agathe). Уже в детстве Адорно начал учиться играть на фортепиано. В гимназии имени кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gymnasium) Теодор учился до 17 лет; окончил гимназию он лучшим учеником класса. В свободное время Адорно брал уроки композиторского дела и изучал труды Иммануила Канта (Immanuel Kant) - вроде "Критики чистого разума" (Critique of Pure Reason). Позже Теодор признавался, что "Критика" дала ему больше, чем все годы формального обучения.

В Франкфуртском Университете (University of Frankfurt) Адорно изучал философию, музыковедение, психологию и социологию; окончил университет он в 1924-м. Кстати, именно в стенах университета Теодор познакомился с несколькими своими будущими сподвижниками - вроде Макса Хоркхаймера и Вальтера Беньямина (Walter Benjamin).

Еще студентом Адорно пробовал писать критические музыкальные статьи; куда больше, впрочем, его влекла профессия композитора.

В январе 1925-го Теодор начал изучать композиторское дело в Вене (Vienna). Не без участия Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg) Адорно заинтересовался абсолютно революционными на тот момент атональными построениями; увы, слушателям экспериментальная музыка пришлась не особо по вкусу. Теодор разочаровался в музыке и вернулся к критике и социологии.

Из Вены Теодор вернулся во Франкфурт - и испытал очередное разочарование, на сей раз - связанное с научной деятельностью. Его научный руководитель Ганс Корнелиус (Hans Cornelius) убедил его сменить тему начатой диссертации; в итоге право читать лекции Адорно получил на три года позже, чем планировалось. Некоторое время Теодор успешно выступал с лекциями, однако в 1933-м его, как и всех профессоров не-арийского происхождения, лишили лицензии пришедшие к власти нацисты.

Первый раз в Нью-Йорке Адорно побывал в 1937-м; в Америке Теодору понравилось, и он решил сюда перебраться. Обосноваться в Америке Адорно помог контракт с Институтом социальных исследований (Institute for Social Research); позже Теодор связался еще и с Колумбийским Университетом, а еще позже - с Radio Project. Последний контракт истек в 1941-м; к тому времени Адорно уже работал в паре с Хоркхаймером. Вместе они перебрались в Лос-Анджелес (Los Angeles).

После 1945-го Теодор окончательно прекратил писать музыку. Некоторое время он занимался разработкой "новой музыкальной философии", однако и это занятие постепенно угасло.

В 1947-м Адорно написал эссе "Вагнер, Ницше и Гитлер" (Wagner, Nietzsche and Hitler), ставшее первой работой из длинной серии трудов, посвященных психологии фашизма. Одна из этих работ, "Авторитарная личность" (The Authoritarian Personality), помогла создать новую теорию "качественной интерпретации" (qualitative interpretations). С помощью этой теории опытные психологи могли определить авторитарную личность серией косвенных вопросов. Работа Теодора оказала большое влияние на развитие социологии; по сей день вокруг неё кипит множество споров.

В 1951-м Адорно развил свои идеи в эссе Freudian Theory and the Pattern of Fascist Propaganda.

После войны Адорно, изрядно соскучившийся по родине, вернулся в Германию. Не без помощи Хоркхаймера он получил пост профессора во Франкфурте; наряду с научной деятельностью, он активно и небезуспешно занимался чисто административными вопросами.

Во второй половине 60-х в университетах Германии началось в высшей степени беспокойное время - студенты принимали участие в работе оппозиционной партии и нередко конфликтовали с властями. В центре этого конфликта оказался и сам Адорно. В конечном итоге Теодор решил на некоторое время покинуть страну и отправился с женой в отпуск в Швейцарию. Несмотря на предупреждения врачей, Адорно попытался взобраться на 3000-метровую гору; это необдуманное решение сильно ударило по его сердцу. 6-го августа 1969-го Теодор Адорно скончался от сердечного приступа.


Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, - 6 августа 1969, Висп, Швейцария) - немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы.

Биография

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870-1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, экспортировал вино в Великобританию и Соединённые Штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865-1952), была певицей и преданной католичкой. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте, работал учителем фехтования.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром, ставшим его интеллектуальным наставником (несколько лет подряд они вместе по субботам читали «Критику чистого разума» Канта). Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни - в отличие, например, от своего коллеги по Франкфуртской школе Герберта Маркузе, бывшего депутатом Совета в дни Ноябрьской революции, - революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе Адорно познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха, оказавшими на него большое впечатление.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус, один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С начала 1920-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте). С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»), тогда как его первой собственно философской публикацией стала лишь габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже евреев левых взглядов, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишен права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах - содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германия - 6 августа 1969, Висп, Швейцария) - немецкий философ еврейского происхождения, радикальный левый социолог. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 - в США. С 1949 года - вновь во Франкфурте-на Майне.

Философские взгляды

Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти - психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно - рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-дибо позитивной модели.

Адорно и музыка

Адорно - автор музыкальных сочинений, в том числе нескольких опер, написанных в близкой экспрессионизму манере. Непосредственным учителем Адорно в области музыкальной композиции был Альбан Берг. Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано - Мария Луиза Лопес Вито.

Адорно представляет собой удивительный случай в истории философии, когда философ является тому же и талантливым композитором. Как правило, выдающиеся (и не очень) философы мнят себя поэтами, но не музыкантами. Следуя традиции Фридриха Ницше (тоже неплохого композитора), Адорно написал довольно много романсов. Адорно является автором музыки для фортепиано, весьма разноплановой в стилевом отношении. Страстность и романитизм последних сонат Л.В. Бетховена уживаются в его творческом воображении с музыкой А. Шенберга и А. Берга, с простотой и изяществом народных песен. Ноты его произведений хорошо изданы и легко доступны. В ФРГ вышло несколько CD дисков с произведениями Адорно. Его фортепианные пьесы, оперы и романсы изредка исполняются в Германии.

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 г. к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне, где многие годы проходила его преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник - авторская работа русского скульптора Вадима Захарова, выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. Все это - на куске паркета, который, как говорят, тоже взят из рабочего кабинета Адорно. На столе - безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы - рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам. Когда совсем темнеет, звучит музыка… На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, почти по ленте Мебиуса, знаменитые афоризмы философа. Одна из стеклянных поверхностей памятника, как раз та, которая обращена к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 г. разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина. Впечатление такое, что кто-то из разочаровавшихся поклонников 60-х сознательно совершил это возмездие. Но - «нам сочувствие дается, как нам дается благодать» (Ф.И. Тютчев). Видимо, любовь и ненависть всегда будут преследовать Адорно.

Работы Адорно

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. - М.: Медиум, 1997. - 310 с. -
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. - М.: Университетская книга, 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век). -
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали: Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика, 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли). - rar
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem, 2000. - 320 с - (Философия по краям.)
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем. = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. - М.: Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства). -
  • Теодор Адорно Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки: пер. с нем. - М. : Логос, 2001. - 343 с - (Сигма). -
  • Теодор Адорно Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван. - 2006. - Выпуск VIII.
  • Что значит «проработка прошлого»
  • К логике социальных наук
  • Хрестоматия по эстетике

Страница:

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — один из самых известных немецких философов XX века, социолог леворадикальной ориентации. Его философские воззрения сложились на пересечении аргументов неогегельянства, авангардистской критики культуры, концептуального неприятия технократической рациональности и тоталитарного мышления. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением.

Своим главным трудом Адорно считал «Негативную диалектику». Философия истории представлена в этой работе как методология всеобщего отрицания, диалектика — как деструкция всего данного.

Писать стихи после Освенцима - это варварство.

Адорно Теодор

Новая волна популярности идей Адорно связана с ростом влияния радикальной антиглобалистской оппозиции. Автор музыкальных сочинений, написанных в близком экспрессионистскому ключе.

Учился в Венском университете; изучал музыкальную композицию у композитора Адорно Берга, ученика Адорно Шёнберга.

С 1931 Адорно преподавал во Франкфурт, университете (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в СШАдорно Центр, содержанием деятельности Адорно стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений. Философская позиция Адорно складывалась в постоянной дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем (ему посвящена диссертация Адорно), с Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933), со специфически воспринятой диалектикой Гегеля, ставшей стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении Адорно многообразных мотивов философии 19-20 вв.

Воздействие Ницше, Зиммеля, Бергсона, школы С. Георге и др. перерабатывались под знаком критики культуры в характерном для Адорно духе "разоблачительства", при котором сущность того или иного типа философской мысли и художественного творчества сводится к бессознательно шифруемым социальным импульсам, отражающим исторический момент и сказывающимся прежде всего в форме, которую философ или художник мыслит и которая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма сама "ведет" мыслителя, принуждая его создавать те или иные произведения как "шифры социального". Соответствует такой культурно-критической направленности Адорно и его неприятие логически законченного, завершенного продукта мышления, в т.ч. и художественного, как "ложной идеологии". Огромную роль в творчестве Адорно играла музыка. В 40-е гг. он написал общую культурно-критическую часть для книги Г. Эйслера "Сочинение музыки для фильма", консультировал Т. Манна по вопросам философии и истории музыки при создании романа "Доктор Фаустус", в 1949 выпустил "илософию новой музык", в которой сочетались диалектический и вульгарно-социологический ходы мысли, нетривиальное раскрытие конечных социальных импульсов самой сложной музыки - с прямолинейностью диагнозов. Апологет новой венской школы (Адорно Шёнберг, Адорно Берг, Адорно Веберн), Адорно отождествил себя с ней как тонко слушающий и мыслящий вместе с музыкой философ.

Послевоенные работы Адорно усугубляют, хотя и несколько академизируют характерную для него настроенность отчаяния ("Негативная диалектика", 1966). Адорно разрывает гегелевскую триаду "тезис - антитезис - синтез", приписывая существенность и творческий смысл лишь антитезису, отрицанию, которое не дает остановиться движению и разоблачает любую "позитивность", всегда заведомо ложную. Истинным в искусстве может быть лишь отрицание - беспрестанный процесс негации всякой позитивности, всякого утверждения, враждебной любой завершенности и системности. Т.о., истинным оказывается искусство утрируемого абсурда, искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее смысл из отрицания всякого смысла. В качестве единственно оправданного у Адорно выступает театр абсурда С. Беккета, доведший до полноты негативность. Точно так же, как смысл в искусстве, у Адорно и сама история, под влиянием мессианских идей Беньямина и Блоха, упирается в утопический образ - понятие "иного" (того, что было бы иным). Приверженный идее отрицания, Адорно в своих работах конструировал нечто подобное риторике разложения, вследствие чего у него почти не было серьезных учеников.

Адорно Т.

(Adorno) Теодор (фам. отца Визенгрунд, Wiesengrand; А. - фам. матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. венского муз. журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Ин-та обществ. наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором ун-та, одним из рук. Ин-та социологических исследований.
А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом "Доктор Фаустус" А. был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. концепции развития муз. иск-ва, анализу западноевроп. культуры посвящён ряд книг и сб. статей: "Очерк о Вагнере" (1952), "Призмы" (1955), "Диссонансы" (1956), "Введение в музыкальную социологию" (1962) и др. В них А. предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич. выводам о судьбе западноевроп. муз. культуры. Круг творческих имён в трудах А. ограничен. Он ориентируется гл. обр. на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, к-рым А. ставит в вину утрату естественности муз. языка и органичности худож. формы, связанность математич. расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. на т. н. "массовое" иск-во, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. А. полагает, что истинное иск-во должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако иск-во, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую "культурную политику" национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. отчётливо сказались в его книге "Философия новой музыки" (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. формы, к отказу от создания композитором "законченного опуса". Целостное же замкнутое худож. произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм Стравинского, к-рый якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и об-ва, превращая иск-во в ложную идеологию. А. считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в к-ром оно возникло. Истинное произв. иск-ва в совр. действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой "сейсмограммой" нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.
А. - крупный авторитет в совр. зап. муз. эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. культуры. Но, критикуя бурж. действительность, А. не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. проявилось враждебное отношение к муз. культуре СССР и др. социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. и социологич. концепции А. выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. бурж. идеологию и идеологию социалистическую, А. не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. бурж. действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. и утопич. иллюзий о "третьем пути", о некой "иной" социальной действительности.
А. - автор муз. произв.: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. нар. песен, инструментовок фп. пьес Р. Шумана и др.
Литературные сочинения : Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Versuch ьber Wagner, Frankf., 1952; Prismen, Frankf./M., 1955; Dissonanzen, Cцttingen, 1956; Klangfiguren, B.-Frankf., 1959; Mahler. Eine musikalische Physiognomik, Frankf./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Frankf., 1962, и др. Литература : Манн Т., История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, гл. V, Собр. соч., т. IX, М., 1960; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, гл. V: Развитие элитарной концепции искусства на основе буржуазной философии истории и социологии XX века, М., 1966; его же, Негативная диалектика "негативной диалектики" Т. Адорно, "СМ", 1969, NoNo 7, 8; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, No 3. О. Т. Леонтьева.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях:

    Адорно, Теодор Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno … Википедия

    - (Adorno) Визенгрунд Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт на Майне 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма … Энциклопедия социологии

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… … Философская энциклопедия

    Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 … Энциклопедия культурологии

    - (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (Диалектика Просвещения, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями отрицательной… … Современная энциклопедия

    - (Adorno), ВИЗЕНГРУНД АДОРНО (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … История Философии: Энциклопедия

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … Новейший философский словарь

    Адорно - «Негативная диалектика» В «Негативной диалектике» (1966) Адорно (1901 1969) делает выбор в пользу Гегеля как диалектика, но не систематика. Ему импонирует диалектика «Феноменологии духа» в отличие от «Логики» и «Философии права» с их… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Adorno) Теодор [фамилия отца Визенгрунд (Wiesengrund); А. фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931 33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в… … Большая советская энциклопедия

    Адорно Т. - АДÓРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903–69), нем. философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 – в США; с 1949 – во Франкфурте на Майне. Выступил с критикой… … Биографический словарь

Книги

  • Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки , Теодор Адорно. Теодор Визенгрунд-Адорно - немецкий философ, социолог, музыковед, культуролог. Учился в Венском университете, изучал музыкальную композицию у А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 г.…