Домой / Билирубин / Иван федоров чем занимался в детстве. Иван Федоров: биография, годы жизни, фото

Иван федоров чем занимался в детстве. Иван Федоров: биография, годы жизни, фото

Имя

Биография

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол », работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков и части духовенства, обвиняющей Федорова в сатанизме и волшебстве. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография) , Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское . Там их радушно принял гетман Ходкевич , который основал типографию в своём имении Заблудове . Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» () - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге "основана только на рассказе Флетчера ... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указания на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили «по благословению» митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…" М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV .

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог , где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию », первую полную библию на церковнославянском языке .

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II . Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583) . В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря .

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Практически все современные источники утверждают, что Иван Фёдоров был первопечатником на территории Украины. Однако, по мнению украинских исследователей Ореста Мацюка , Якима Запаско и Владимира Стасенко , в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия . Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе . Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства ) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк. Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского . Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия , Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет. Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках. Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Память

Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский) Здание , где были напечатаны книги Ивана Фёдорова Святоонуфриевский монастырь , где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

В филателии

Издания

Московский Апостол.

Основная статья: Апостол 1564 года

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия .

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра , причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия .

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы , восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра . Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся м с ца што за старыхъ вековъ дѣ ело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке , Санкт-Петербург.

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих » («Осьмогласник» ) и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

См. также

  • Сферическая панорама памятника Ивана Фёдорова в Москве
  • День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины
  • О первопечатнике диаконе Иване Федорове рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Примечания

  1. До Фёдорова печатанием книг на Церковнославянском языке занимался доктор медицины из Полоцка Франциск Скорина . См. Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина: Его переводы, печатные издания и язык. - СПб., 1888.
    // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    Подокшин С. А. Франциск Скорина. - М.: Мысль, 1981. - 216 с. - С. 28.
  2. Андриевский А. Первый русский книгопечатник. - 4-е изд. с дополнениями проф. А. М. Лобода. - Петербург-Киев: Сотрудник, 1910.
  3. Кеппен П. И. Надгробный камень первого русского печатника // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 14. - С. 160-161.
  4. Калайдович К. Ф. Записка об Иване Федорове // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 11-12. - С. 279-302.
  5. Впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский (в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. - Л., 1935, стр. 167-175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский («Очерки об истории издательской марки »)
  6. Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510 - 1583) / Отв. ред. А. А. Чеканов. - М .: Наука, 1985. - 320 с. - (Научно-биографическая литература). - 50 000 экз.
  7. Флетчер, Дж. Глава 21. О церковном управлении и духовных лицах // О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Под редакцией князя Н. В. Голицына, перевод князя М. А. Оболенского . - СПб. , 1911.
  8. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // Русская культура X-XVIII веков. М., 1968. С. 315-318.
  9. «Искатели», программа «Книжный червь Грозного»
  10. Запаско Я., Мацюк О., Стасенко В. Початки українського друкарства. - Львів, 2000. - 222 с. (укр.)
  11. Степан Дропан (укр.)
  12. Немировский Е. Л. По следам первопечатника" - Москва: Современник, 1983.

Иван Федоров (между 1510 и 1530 – 1583), урожденный Иван Федорович Московитин, является одним из первых распространителей книгопечатания в России и Украине. Издал первую в Русском царстве датированную печатную книгу под названием «Апостол», основал типографию в Русском воеводстве Польского королевства.

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен.
В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

Конец жизни

Иван Федоров славился не только своим отношением к распространению печатного дела. Также он занимался отливом пушек и даже изобрел многоствольную мортиру, у которой были взаимозаменяемые части. Именно с этим открытием он отправился в Европу, где объездил много городов, демонстрируя его заинтересованным людям.

Поездка оказалась долгой и сложной, а самому Федорову к тому времени уже было немало лет. Считается, что именно перенесенные трудности подкосили здоровье изобретателя. В результате 5 декабря 1583 года недалеко от Львова он умер и был похоронен на кладбище местного Святоонуфриевского монастыря.

Сегодня для нас привычным делом стали печатные издания — книги, журналы, газеты. Стоят они недорого, являются общедоступными, из-за чего отношение к ним часто неуважительное и небрежное. А когда-то книги были дороже золота, ими владели только очень богатые люди. На создание одной книжки тратились многие годы, иногда десятилетия. Это был тяжелый и кропотливый ручной труд, а право быть переписчиком считалось привилегией, получить которую мог далеко не каждый.

В Европе все начало меняться в середине 15 века, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. На Руси первый печатный станок по приказу Иоанна Грозного в 1563 году построил Иван Федоров. Что мы знаем о нем сегодня? Краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых будет очень интересна. Она представлена ниже.

Доподлинно историкам неизвестны дата и место рождения Ивана Федорова, его генеалогия. Считается, однако, что он появился на свет в Москве где-то между 1510 и 1530 годами, принадлежал к белорусскому роду Рагозиных. Многие исследователи жизни первопечатника настаивают, что он родился в 1510 году в Калужской губернии.

Начало биографии

Достоверно известно, что Иван Федоров учился в Краковском университете с 1529 по 1532 год и получил степень бакалавра. Об этом сохранилась запись в архивах университета. Возможно, именно здесь он впервые и услышал о книгопечатанье.

Вернувшись в столицу, молодой человек поступил на службу в церковь Николы Гостунского. Образованный, начитанный, воспитанный, он попал под покровительство митрополита Макария. Последний был приближен к царю Иоанну Грозному, и вполне вероятно, что именно он посоветовал доверить создание первой на Руси типографии способному юноше.

Постройка первой русской типографии

Краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых раскрывает важный факт. В 1550 году жизнь Федорова сделала крутой поворот. Приказом Иоанна Грозного ему было поручено организовать печатное дело. Развернулась масштабная деятельность по устройству первой русской типографии. Верными помощниками первопечатника в этом непростом деле стали Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Работы были закончены только в 1563 году.

«Апостол» и «Часовник»

17 апреля 1563 года мастера приступили к созданию первой книги «Апостол». Она была закончена почти через год. Официальной датой ее издания считается 1 марта 1564 года.

Любая краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей или для взрослых написанная, обязательно упоминает эту книгу, но упускает такие интересные факты:

  • книга имела 268 листов, из них 262 пронумерованных;
  • была выпущена на старославянском языке;
  • при печати использовались красный и черный цвета, при этом красным печатали название глав;
  • первая буква в начале каждой новой главы рисовалась художниками вручную;
  • каждая глава была изукрашена красивым цветочным орнаментом ручной работы;
  • общий тираж «Апостола» составил 1000 экземпляров, из которых сохранилось только 47.

В 1565 году двумя тиражами была выпущена вторая книга — «Часовник». Из 345 экземпляров до нашего времени дошли только 7.

Бегство

  • на первопечатника ополчился высший свет из-за страха, что книгопечатанье сделает грамоту доступной простому народу, а образованных людей эксплуатировать гораздо сложнее;
  • недовольны были переписчики при монастырях, которые фактически теряли свой хлеб;
  • духовенство объявило типографию дьявольским измышлением.

Толчок к побегу дал поджог в 1566 году, в результате которого первопечатник Иван Федоров потерял почти все имущество. Он направился в Литву.

Литовский период

Великое Литовское княжество радушно приняло печатных дел мастера. Первопечатник Иван Федоров с помощью гетмана Ходкевича построил новую типографию в Заблудове. В 1568-1569 гг. было издано «Евангелие учительное», а в 1570 году увидел свет «Псалтырь с часословцем».

По неведомым причинам Ходкевич вдруг прекратил финансирование книгопечатания, подарил Федорову небольшую деревню и посоветовал заняться земледелием. Иван Федоров — первопечатник, краткая биография для детей и взрослых которого описана в статье, остался верен своему делу. Он собрал пожитки и вместе с семьей (известно, что у него была жена и дети) переехал во Львов.

Работа во Львове

В третий раз первопечатник Иван Федоров начал жизнь заново. Он организовал типографию, где в 1574 году выпустил 2 книги:

  • «Апостол» с дополнениями и исправлениями;
  • «Букварь».

Последняя — одна из самых ценных книг в мире. До нашего времени дошел всего 1 ее экземпляр. Сегодня он хранится в Гарвардской библиотеке.

Переезд и закат

В 1575 году Федоров получил приглашение от одного из самых богатых шляхтичей — Константина Острожского, устроить типографию в Остроге на Волыне. Первопечатник принял предложение и снова переехал на новое место. Там на деньги шляхтича он организовал типографию.

Острожский период оказался самым плодотворным в жизни Ивана Федорова. С 1578 по 1581 гг. он выпустил 6 книг.

В 1582 году печатных дел мастер вернулся к семье во Львов, где умер в бедности в 1583 году. Он был похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. На этом закончилась краткая биография Ивана Федорова — первопечатника, для детей и взрослых написанная.

До 15 века во всех монастырях велась кропотливая важная работа – переписывались книги. Создавалась каждая новая книга от нескольких месяцев до нескольких лет. Все изменилось в 1534 году, когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы новая технология попала на Русь.

Правил в далеком 1563 году князь Иван Грозный. Хотелось великому правителю не отставать от Европы. Так, по его велению, 19 апреля 1563 г. открылась первая на Руси «печатня». Первопечатником стал известный монах Иван Федоров. Уже через месяц, вышла в свет печатная книга, ставшая первой, изданной на русском языке. Называлась она «Деяния и Послания Апостолов» или проще «Апостолы». Книга вышла замечательная, особой двухцветной печати, изобрел которую Иван Федоров. Украшена она 22 буквицами, 46 орнаментальными заставками с элементами шишек и виноградных лоз. Задумка автора, чтобы книга внешне была похожа на рукописную по старым традициям, удалась.

Друкарь от Бога

Мало кто знает, но появлением пробелов между словами мы обязаны именно первопечатнику Ивану Федорову. Ранее все слова писались слитно. Лишь предложения разделялись точками. Помимо этого ввел он некоторые новые слова и даже буквы. Изобретенным в далеких 15-16 веках алфавитом мы пользуемся до сих пор. Иван Федоров обладал энциклопедическими знаниями, свободно разговаривал и писал на нескольких языках и считал, что призвание его – нести духовное и интеллектуальное просвещение, знания и книги в народ, обучать людей грамоте и праведной жизни.

Плоды трудов праведных и печатных

Однако Федоров не сам работал над книгами, помощником и другом его был Петр Мстиславец. Через год после «Апостолов», увидел свет «Часовник». Спустя некоторое время он был переиздан. Слишком велики были зависть и гонения от сторонников старых традиций. Монахи не хотели признавать книгопечатанье, делами своими добились побега первопечатников. Но они не прекратили свой труд. В 1568 году вышло «Учительное Евангелие». Далее были «Четвероевангелие», «Псалтири», «Псалтырь с Часословцем», «Азбука», «Псалтырь и Новый завет». Последней стала «Острожская Библия». Она же – первая полная Библия на церковнославянском языке.

Великий вклад Ивана Федорова и Петра Мстиславца в духовное и культурное развитие славянских народов по достоинству оценили потомки. В честь их поставлены памятники, основан праздник.

Первопечатник Иван Федоров, биография Ивана Федорова

– первопечатник, легенда, биография Ивана Федорова заставит вас затаить дыхание и быть счастливым. В этой статье, уважаемые друзья, вы сможете прочесть как биографию Ивана Федорова , так и вообще то, что он оставил после себя.

Первопечатник Иван Федоров , именно до него раньше книги писались вручную. Писать от руки книгу это гигантский труд, за счет чего в древности книги были большой ценностью. В 15 веке был изобретен первый печатный станок. В 1563 году по указу царя Ивана Грозного на Руси была создана первая типография. Руководителем типографии назначен был церковный дьякон , впоследствии ставший первопечатником.

Из сохранившихся источников известно, что биография Ивана Федорова началась примерно в 1510 году во , получил образование и степень бакалавра в Краковском университете. Также известно, что происходил он из белорусского рода Рагозиных. Первая книга, которая была издана в 1564 году, называлась “Апостол”. Федоров со своим напарником Петром Мстиславецом работали над книгой год. Заглавная буква каждой главы этой книги была красного цвета, каждая глава украшалась красивым узором, с переплетавшимися виноградными ветками лозы. Второй книгой, выпущенной первопечатником и его помощником, стала “Часовник”, использовали как учебное пособие, для обучения детей чтению. Эта книга оказалась последней, выпущенной Иваном Федоровым в России.

Создание типографии в Москве пришлось не всем по вкусу, многие считали, что писать священные писания печатным станком это настоящее кощунство. Да и теперь с появлением станка труд монаха — переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году случился пожар в типографии и полагается, что это был поджог. В итоге Ивану Федорову пришлось со своим помощником покинуть Россию. Уехав, из России Федоров и Мстиславец продолжили работать в типографии уже в Литве. Здесь типография расположилась в городе Заблудове и называлась друкарня. В 1569 году была здесь напечатана последняя совместная книга Федорова и Мстиславеца “Учительское Евангелие”. После выхода этой книги Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию.

Оставшись один, принялся печатать “Псалтырь с Часословцем”. Гетман Ходкевич, во владениях которого находилась друкарня Федорова, закрыл вскоре типографию Федорова. Федоров в 1572 году открыл типографию во Львове, где издал труд “Апостол”, а в 1974 году здесь же выпустил “Азбуку” на русском языке. В 1583 году во Львове умер первопечатник, здесь же был похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. В 18 веке останки были перенесены и перезахоронены в притворе самой церкви. Конец биографии Ивана Федорова был предсказуем, он умер, как и всякий человек в мире. Надгробный камень содержал следующую запись “Друкарь книг пред тым невиданных ”.