Домой / Соэ / Китайская империя в XVI-XVIII вв. История китая История китая 16 17 век

Китайская империя в XVI-XVIII вв. История китая История китая 16 17 век

Как показал Жак Жерне в книге «Мир китайцев», империи Цин «в XVIII веке удалось максимально использовать все возможности доиндустриальных технологий». В области экономики, особенно земледелия, она была эффективнее, чем современная ей Европа.

Земледелие в XVIII в. переживало небывалый рост, пользуясь поддержкой государства, которое весьма умеренно облагало крестьян налогами и существенно сократило существовавшую при

прежней династии трудовую повинность. Урожаи были очень хороши, посевные площади росли, а появление вдобавок к традиционным культурам (рис, чай, просо, ячмень) новых (батат, арахис, сорго) позволило лучше использовать специфику различных земель и климатических зон. С ростом посевных площадей страна смогла удовлетворить потребности прокорма населения.

Посевные площади (1600-1850)

Площадь
(в млн му)

Большинство жителей империи жило и трудилось в деревнях или малых городах с населением меньше 2 тыс. человек, и большая часть ресурсов вкладывалась в земледелие, но из-за огромного пространства империи, разнообразия почв и климатов виды культивируемых злаков и урожаи по разным регионам сильно различались. Прежде всего Китай делился на две больших области: Северный специализировался на пшенице, в Южном возделывался рис. Кроме того, выделялись четыре группы земледельческих циклов:

В северных провинциях каждый цикл давал три урожая в два года;

На юге в самых развитых провинциях крестьяне собирали два урожая в год (как правило, один урожай риса и один другого злака или хлопка);

В центральных провинциях страда бывала также раз в полгода: когда был продан урожай риса, наступала жатва пшеницы, ячменя или проса;

На крайнем юге, в Фуцзяни и значительной части Гуандуна, собирали три урожая в год: два урожая риса и один пшеницы или бобов.

Главными горнорудными провинциями были Юньнань и Гуанси. В их недрах добывали главным образом медь, в меньшей степени серебро, уголь и железо. В 1770-1850 гг. добыча меди в этих провинциях составляла пятую часть от мировой.

Купцы объединялись в корпорации в форме гильдий (хан) разной величины и влиятельности. Гильдии регулировали торговлю (в частности, контролировали цены), разбирали конфликты и занимались социальной деятельностью (помощь разорившимся купцам, различного рода меценатство, поддержка городской общины при стихийных бедствиях и т.п.). Маньчжурская власть поощряла такие организации, особенно потому, что, опираясь именно на гильдии, собирала торговые налоги. Гильдии в свою очередь для своих коммерческих предприятий часто нуждались в поддержке чиновников.

Торговля с европейскими странами во второй половине XVIII в. проводилась в единственном порту - Кантоне (Гуанчжоу) * через компанию-монополиста под названием «Кохонг» - по-китайски Гунхан, что означает «генеральная гильдия». Это было объединение тринадцати торговых гильдий, которым маньчжурское правительство дозволило торговать с европейцами.

Несмотря на столь строгие ограничения, до самого конца века Китай больше продавал европейцам, чем покупал их товары; он давал Европе прежде всего чай, фарфор (в том числе с императорских мануфактур Цзиндэчжэня в провинции Цзянси - см. гл. VIII, раздел «Прикладное искусство») и лакированные изделия.

Внешняя торговля в Кантоне (1719-1807)

Объем экспорта
(в тыс. тонн)

В процентах к периоду
1719-1726

Хотя экономический подъем сделал XVIII в. одной из вершин процветания в истории Китая, конец века преподнес правительству очень неприятный сюрприз. Финансы государства пришли в упадок, так как всю вторую половину царствования Цяньлуна государственная казна истощалась. Императорам следующего столетия не удалось выправить ситуацию, поскольку им пришлось столкнуться не только с экономическим расстройством, но и с тяжелейшей коррупцией, всевозможными конфликтами и мятежами, а также с давлением западных держав, приведшим к опиумным войнам (см. гл. I, раздел «Иезуитские миссионеры и отношения с Западом»).

Примечания

* Кроме того, существовала меновая торговля с Россией в Кяхте (в основном чаем в обмен на меха).

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 108-113.

К XVI в. при Минской династии Китайская империя охватывала территорию современных внутренних провинций Китая и часть Маньчжурии. Вассалами Китая являлись Корея, Вьетнам и Тибет. Страна была разделена на 15 крупных административных единиц.

Управлялись они чиновниками, назначавшимися центральной властью. В XVI–XVIII вв. рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появляются элементы новых, капиталистических производственных отношений – зарождается и развивается мануфактура. В то же время действовали причины, тормозившие общественное развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а также существование замкнутых сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом. С другой стороны, вторжение в XVII в. маньчжуров и захват ими власти в Китае, сопровождавшиеся длительной войной и разрушением производительных сил, привели к варварской и герметической изоляции страны от внешнего мира, что не могло не сказаться резко отрицательно на темпах прогрессивного развития Китая.

В конце XVI – начале XVII вв. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и пышного императорского двора требовали введения все новых налогов.

Свержение Минской династии. Маньчжурское завоевание Китая.

С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там свое государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племен и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин, в результате чего Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим, китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения (запрещены были даже смешанные браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.

По форме правления цинский Китай в XVII–XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император – богдыхан, наделенный неограниченной властью.

Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю и государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Шаня, восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.

Получить свободный доступ в Китай европейские купцы пытались еще задолго до образования Цин-ской империи. Первыми в Китае появились португальцы, которые в 1537 г. основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII–XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но маньчжурские власти решили ограничить торговлю с иностранцами и с этой целью издали в 1757 г. указ цинского императора, по которому все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая.

46. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ

В период Минской империи в Китае особенное развитие получили филология и история.

Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие по фонетике» – классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т. д.

В этот период развивалась официальная историография: издавались династийные истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.

Важным географическим сочинением той эпохи является труд Гу-Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение давало не только географическую характеристику страны, но и освещало социально-экономическое положение Китая.

Духовная культура Китая в XVI–XVIII вв. развивалась под сильным влиянием идей конфуцианства. Создатель этого учения – мыслитель Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремиться человеку. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самоусовершенствованием и приносить пользу всем. Государство по Конфуцию – большая семья, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин – знатному).

Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин. Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. По Ван Ян-мину, критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-миня имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.

Книги в Китае печатались в частных и государственных типографиях, и их легко можно было купить. В столице выходила газета, сообщавшая о придворной жизни, императорских указах и т. п. Помимо монет, в обращении были бумажные деньги, очень удивившие европейских купцов.

Среди китайских чиновников было много поэтов, особенно при династии Мин. Стихи посылали вместо писем, вкладывая их в конверты в форме рыбок. В стихосложении соревновались на пирах. В XVI–XVIII вв. были изданы многочисленные поэтические сочинения. Большинство поэтов были живописцами. Картины писали на бумаге или на шелке, одни вешали на стены, другие рассматривали на столах, постепенно разворачивая свиток. Излюбленные мотивы картин – герои легенд и сказаний, «горы и воды», «цветы и птицы». При этом почти на каждой картине делались иероглифические надписи – пожелания.

В эту эпоху стать чиновником мог только образованный человек. Государство выделяло стипендии для подготовки к экзаменам на высшие ученые степени. Такой экзамен проходил в столице под наблюдением придворных академиков. Кандидаты писали сочинения на философскую и историческую темы. Достигший высшей степени мог занимать высшие государственные должности. Путь наверх, в «высший свет» общества, открывался через образование.

В Китае той эпохи было много провинциальных училищ, студенты которых зазубривали наизусть книги древних авторов, в т. ч. и Конфуция, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен – писали поэму в стихах и сочинение. Китай XVI–XVIII вв. был страной высокой духовной культуры и пользовался большим уважением в мире.

Еще по теме 45. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ:

  1. ОБРАЗОВАНИЕ «МИРОВОЙ» ЕГИПЕТСКОЙ ДЕРЖАВЫ (XVIII династия до солнцепоклоннического переворота, середина XVI - начало XIV в. до н. э)

Политическая жизнь. В XVI веке в Китае по-прежнему господствовала династия Мин. Именно в этот период в стране обострилась политическая об­становка. Одна из причин - страна была глубоко охвачена средне­вековыми производственными отношениями. В обществе преобла­дало натуральное хозяйствование. Основные производительные силы - крестьяне были обременены изнурительными порядками арендного земледелия, пустившими глубокие корни и сохранивши­мися без изменения на протяжении многих лет. Арендная плата за землю составляла 50 % всего урожая.

Деспотическая власть государства являлась главной опорой старых порядков.

Государственная власть была ярой противницей всяческих нов­шеств. К тому же в XVI веке усилился процесс перехода государ­ственных и крестьянских земель в руки крупных землевладельцев, которые всеми путями стремились превратить эти земли в свою лич­ную собственность. Самые большие и плодородные земельные уго­дья принадлежали членам семьи императора.

Тяжелая арендная плата привела основную производительную силу - крестьян к обнищанию, что вызвало в империи повсемест­ные крестьянские восстания. Вскоре пламя крестьянской войны ох­ватило всю страну.

Политическая борьба сословий. Широкое распространение крестьянского восстания способствовало усилению политического раздробления империи Мин. Правительство, служившее защитни­ком интересов господствующего сословия, в критический момент не смогло решить насущные вопросы. Среди высокопоставленных государственных служащих стали процветать вседозволенность, коррупция, взяточничество. Императорский дом грабил казну для всевозможных увеселений и пышных нарядов. Эти факторы про­буждали резкое недовольство среди разных слоев общества. В ре­зультате, усилилась оппозиция против династии Мин и его опоры -государственной деспотии.

Основу оппозиционных сил составляли средние и мелкие зем­левладельцы, зажиточные горожане, а также образованная часть населения, то есть, сословная интеллигенция.

Оппозиция потребовала у императора впредь назначать на госу­дарственные посты соответствующих по способностям должност­ных лиц, а также изменить устаревшие законы. Однако придвор­ные вельможи не прислушались к требованиям оппозиции, более того, стали их преследовать. Оппозиция не сдалась. Крестьянские волнения стали обретать угрожающие формы.

Власть маньчжурской династии. В конце XVI - начале XVII ве­ков у Китая появился весьма опасный внешний враг - государство Маньчжурия, образованная на приграничных территориях.

Правитель Маньчжурии Нурхаци в 1618 году начал военный поход на Китай. Больших успехов в покорении территорий Китая добился наследник Нурхаци - Абахай (1626 - 1643). Обессилевшая династия Мин не смогла оказать должного сопротивления против­нику. Маньчжурам удалось покорить большую часть территории империи. В 1636 году Абахай объявил себя императором. Династию свою он назвал Цинь (чистый, прозрачный).



Низложение династии Мин. Капитулянтская политика динас­тии Мин вызвало бурное недовольство в стране. В империи шла крестьянская война. Вожди повстанческих отрядов объединили все передовые военные силы. Командование повстанческой арми­ей принял на себя Ли Цзы-чэн.

В 1643 году военный совет повстанцев принял решение атако­вать Пекин. Ли Цзы-чэн был объявлен императором.

На юго-западе Китая еще один командующий повстанческой армии Чжан Сянь-чжун объявил о создании своего государства.

В это время на севере страны действующая армия империи под командованием генерала У Сань-гуа боролась с маньчжурскими захватчиками.

У Сань-гуа мог доставить большие хлопоты новому правительству в Пекине. Поэтому Ли Цзы-чэн решил найти с ним общий язык. Одна­ко У Сань-гуа не пошел на переговоры, и не признал повстанческое правительство. В то же время он понимал, что бессилен с имеющими­ся у него силами свергнуть новое правительство. Поэтому он выбрал путь предательства и согласился стать вассалом маньчжуров.

Крестьянское восстание было жестоко подавлено. Ли Цзы-чэн и Чжан Сянь-чжун пали в боях.

В 1644 году маньчжуры покорили Пекин. Сын Абахая был объявлен Китайским императором. С этого момента в истории Китая началось господство маньчжурской ди­настии Цин, которая занимала престол до 1911 года.

Крестьянское восстание было жестоко подавлено. Его лидеры -Ли Цзы-чэн и Чжан Сянь-чжун пали в боях.

Внешняя политика. Царствование династии Цин характери­зуется агрессивностью ее внешней политики. Первоначально, в 1637 году в вассальную страну была превращена Корея.

Начиная с 1757 года, все порты, кроме Гуанчжоуского, для кораблей из Европы были закрыты.

В 1758 году полностью было покорено Джунгарское (Ойратское) ханство, созданное в Северной и Западной Монголии. Вскоре были зах­вачены вся Монголия и Кашгария.

До полного покорения Китая правители династии Цин опира­лись на помощь европейских стран. Поэтому для них порты в Ки­тае были вначале открыты. Но со временем, поняв к чему приве­дет экспансия европейцев в Китай, политика по отношению к евро­пейцам изменилась.

В 1792 году правители династии Цин заставили Непал признать себя вассальным государством.

Деспотизм - форма неограниченной монархии.

Коррупция - преступление, выражающееся в использова­нии должностным лицом прав, предоставляемых ему по долж­ности, в целях личного обогащения.

С конца Средневековья (1368 год) по 1644 год в Китайской империи правила династия Мин (что в переводе значит «свет»).

Упадок династии Мин

К концу XVI века империя Мин переживала не лучшие времена. Знатные роды стали захватывать общинные крестьянские земли, за-ставляя крестьян отдавать им большую часть урожая. Семьи земле-дельцев голодали и нищали, а императорская казна пустела. Многие чиновники, следуя предписаниям Конфуция о долге заботы, не раз по-сылали свои доклады на высочайшее имя. Однако последние импера-торы Мин больше заботились о роскоши и развлечениях, чем о благе своих подданных. Часто в дома чиновников, решившихся на подобный шаг, приходил посыльный императорского дворца с небольшим сверт-ком в руках. Трясущимися руками разворачивал этот сверток ранее влиятельный чиновник, и если там оказывался шелковый шнурок, то это означало только одно: император приказывает своему верному подданному удавиться.

Восстание против династии Мин и её падение

Крестьянское восстание против династии Мин возглавил бывший сельский староста и разбой-ник — Ли Цзы-чэн. Его армия занимала целые провинции и города, изгоняла чиновников, отменяла высокие налоги, возвращала крестья-нам земли. В 1640 году, когда армия восстав-ших вошла в Пекин, последний минский импе-ратор повесился в собственном дворце на шел-ковом шнуре. Ли Цзы-чэн провозгласил себя новым «благонамеренным» императором, но с этим не были согласны высшие чиновники и крупные землевладельцы. Один из них — вое-начальник У Саньгун, охранявший Великую Ки-тайскую стену, — решил призвать на помощь се-верных кочевников.

Еще в начале XVII века маньчжурские племена объединились под властью одного предводителя, перестали платить дань китайскому императору и провоз-гласили создание собственной императорской династии Цин («светлая»). Каждый год мань-чжурская конница прорывалась через Великую стену, грабила города и деревни. Теперь маньчжуры вместе с китайской знатью обруши-лись на крестьянскую армию.

В 1630-40-е годы армия восставших крестьян свергла династию им-ператоров Мин.

Власть и жители Поднебесной

Маньчжурская династия Цин

В 1644 году Пекин был захвачен кочевниками-маньчжурами, которые провозгласили новую императорскую династию Цин («светлая»). Сопротивление китайцев маньчжурам было подавлено только к началу XVIII века.

Маньчжурский вождь стал китайским императором с титулом богдыхана. Все высшие правительственные должности за-няли маньчжуры. Сословие завоевателей (профессиональных воинов) господствова-ло над китайскими сословиями ученых, земледельцев, ремесленников и торговцев. Уступая китайцам в численности, завоева-тели-маньчжуры боялись раствориться в их массе, поэтому межнациональные браки были запрещены. Все китайское общество было поставлено под строгий полицейский контроль. Китайцы должны были брить полголовы, а оставшиеся волосы заплетать в косу. Всякому, кто отказывался это сде-лать, тут же отрубали голову и выставляли ее на шесте в центре селения. Горожанам было приказано вывешивать на свои дома таблички с указанием, сколько людей жи-вет в доме. Крестьянам под страхом нака-зания плетьми было запрещено покидать деревни и даже резать скот и птицу без разрешения властей. Был со-ставлен список книг, которые, по словам маньчжуров, «противостоят нашей династии и которые надо предать огню».

Маньчжур. Военный чиновник
Китайский император Канси

И все-таки маньчжурская династия устраивала китайскую знать, так как стремилась следовать китайским традициям управления. Сохранились все чиновничьи должности и права на землю китайской знати. Второй маньчжурский император Канси старался во всем следовать правилам конфуцианства. Он стал хорошим знатоком китайской литературы и искусства. Канси заботился о развитии земледелия, ремесел и торговли в империи. Китайская армия была направлена воинственным маньчжуром на покорение Великой Китайской равнины. В течение XVIII века была завоевана вся восточ-ная половина Великой степи: Монголия, Кашгария и Джунгария. Ки-тайско-маньчжурские войска заставили признать власть императора в Корее, Вьетнаме и даже Бирме. В результате границы Китайской им-перии Цин простирались от таежных лесов, по реке Амур на севере — до джунглей Индокитая на юге, от Тихого океана на востоке — до Сред-ней Азии на западе.

Таким образом, после смены династий Китайская империя достигла своего внеш-него могущества. Материал с сайта

Самоизоляция Китая

Китайской империи и Японской империи сёгуната в XVI-XVII веках предстояло решить, как встретит Дальний Восток появление европейцев.

В разное время и Китай и Япония вводили политики самоизоляции. Эти политики в разное время имели различные цели и различную степень изоляции. Однако результат был один: закрытие Китая и Японии от проникновения европейцев возвело пре-граду между западной европейской цивилизацией и цивилизацией Даль-него Востока.

На этой странице материал по темам:

Китай в XVI-XVIII веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Китая в период позднего феодализма

В XVI-XVIII вв. китайская культура, оставаясь феодальной по своему содержанию, обогатилась многими новыми достижениями. Под влиянием важных сдвигов, которые происходили в этот период в экономике страны, обозначились первые трещины в традиционализме, косности и схоластике, господствовавших в культурной жизни. Возникли новые, свежие веяния. Однако прогрессивные тенденции не получили достаточного простора для своего развития. Утверждение маньчжуро-цинского режима, принесшего с собой усиление всех форм духовного гнета, прервало их рост. Реакционная политика маньчжурских правителей нанесла ощутимый ущерб китайской культуре, хотя и не могла полностью остановить ее развитие.

С XVI в. в Китае в связи с прогрессом ремесленного производства заметно повысился интерес к естественным и прикладным наукам, появились крупные труды в этих" областях. В книге «Путешествия Сюй Ся-кэ» («Сюй Ся-кэ ю цзи») ее автор, неутомимый исследователь, проведший в походах по горным районам страны половину своей жизни, заложил основы китайской геоморфологии и спелеологии. Знаменитый медик Ли Ши-чжэнь (1518-1593) создал многотомную фармакопею «Общий обзор деревьев и трав» («Бэнь цао ганму»), в которой описал около 1900 лекарств растительного, животного и минерального происхождения. В 1637 г. появилась своеобразная техническая энцикло-педия Сун Ин-сина - «О продуктах, созданных небом и добываемых трудом» («Тянь гун кай у»), освещавшая развитие китайских ремесел. Примерно в то же время ученый и сановник Сюй Гуан-ци, знакомый с европейскими миссионерами и изучавший латинский язык, составил «Сельскохозяйственную энциклопедию» («Нунчжэн цюаныну»), которая описывала состояние земледельческого производства в Китае и частично в Европе.

Интерес к практическим знаниям начинал проникать и в сферу философии, гуманитарных наук, хотя позиции традиционного догматизма, консервативности и оторванных от жизни схем казались здесь особенно прочными. В официальной философии продолжали господ-

ствовать идеалистические концепции сунского неоконфуцианства. У его последователей все больше наблюдалась тяга к софистике, абстрактным рассуждениям. Начало этому положил известный философ Ван Ян-мин (1472-1528), утверждавший, что в основе мира лежит сознание индивидуального человека, что все окружающее - это продукты человеческого разума, иллюзия, рожденная в мыслях. Интуитивизм Ван Ян-мина представлял собой закономерный продукт развития китайского субъективного идеализма, своеобразную «вершину» ортодоксальной феодальной философии.

Нарастание борьбы между феодалами и крестьянством, обострение внутренних противоречий в среде господствующего класса так или иначе находили отражение в области идеологии. С XVI в. чаще стали раздаваться голоса протеста против господства идеализма в философии. Первым выступил философ-материалист Ван Тин-сян (1471 -1544), который утверждал, что материя есть основа мира, что законы объективного мира проявляются в ходе его движения и развития и познаются через практический опыт. Против догматизма конфуцианской ортодоксии решительно боролся ученый-вольнодумец Ли Чжи (1527--1602). Он ниспровергал авторитет Конфуция, выступал против слепого поклонения его догмам. За свое свободомыслие Ли Чжи подвергался преследованиям минских властей, его сочинения сожгли как «еретические», сам он умер в тюрьме.

В обстановке начавшегося кризиса феодальной системы и зарождения элементов капиталистических отношений, появления новых общественных сил в городах и вступления их в антифеодальную борьбу в XVII в. в Китае возникает прогрессивное течение общественной мысли, которое иногда называют ранним китайским просветительством. Это течение возникло как реакция на феодальный гнет во всех областях жизни страны, особенно в сфере идеологии. Взгляды его представителей объективно отражали требования различных социальных групп (городских торгово-предпринимательских слоев, просвещенных мелких помещиков и шэныпи, части трудового населения), составлявших своего рода антифеодальную оппозицию. Ранние китайские просветители подвергли резкой критике идеалистическую философию неоконфуцианства и школы Ван Ян-мина, их схоластику и метафизику и пытались перейти к решению практических вопросов, связанных с реальной жизнью.

Крестьянская война 1628-1645 гг. и свержение династии Мин поставили перед прогрессивными китайскими учеными острые общественные проблемы, толкнули их на поиски идеальной системы государственного устройства. Маньчжурское завоевание значительно усилило недовольство деспотическим режимом и придало просветительскому движению еще большую остроту и целенаправленность. Особенности социальных и политических условий тогдашнего феодального Китая обусловили то, что во взглядах передовых мыслителей элементы критики чаще всего преобладали над позитивными идеями; идеал общества они искали в «золотом веке» древности, в первоначальном «чистом» конфуцианстве, а личное совершенство и мудрость считали ключом к установлению хорошей системы правления. Сильной стороной их учения были ненависть к деспотизму и тирании, протест против феодальных оков и ограничений, отчетливая гуманистическая окраска их произведений, идеи борьбы с поработителями и утверждение национального достоинства Китая.

Выдающимися представителями этой передовой мысли в Китае XVII в. являлись ученые-патриоты Хуан Цзун-си (1610-1695), Гу Янь-у (1613- 1682) и Ван Фу-чжи (1619-1692); все трое были разносторонними

учеными-эрудитами, создавшими труды по разным отраслям знаний (философия, история, филология и т. д.). Много общего было и в их жизненном пути и в политическом облике: они активно участвовали в вооруженной антиманьчжурской борьбе, а после ее поражения остались непримиримыми противниками чужеземной власти, скитались, подвергались преследованиям и лишениям, но до конца дней не утратили стойкости патриотов, не шли на службу к маньчжурам.

Философские позиции Хуан Цзун-си, Гу Янь-у и Ван Фу-чжи близки к материализму; в области политической они выступали за ограничение деспотической власти императора, ратовали за свободу личности, свободу мысли, науку без суеверий. В высказываниях Хуан Цзун-си содержится требование уничтожения феодальной системы землевладения, уравнительного распределения полей между крестьянами. Ван Фу-чжи отвергал призыв к «возрождению древности», утверждая превосходство позднейших времен, на исторических примерах доказывал узурпаторский характер маньчжурской власти.

Большой вклад три выдающихся китайских ученых внесли в различные конкретные области знаний: критическое исследование древних текстов, эпиграфику, фонетику, географию, математику и т. д.

Их философские и социальные идеи продолжали и развивали видные ученые Тан Чжэнь и Янь Юань, философ-материалист Дай Чжэнь (1724-1777) и др.

В области китайской художественной литературы важнейшим явлением периода позднего феодализма было возникновение сатирического романа.

Самое раннее из произведений этого жанра - «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») У Чэн-эня (конец XVI в.). Этот роман имеет фантастический сюжет, в основу которого положены предания о путешествии в Индию танского монаха Сюань Цзана. В нем в сатирической манере описывается жизнь небожителей - богов, духов и т. п., в образах и характерах которых вполне ясно проступают черты обычных земных людей с присущими им недостатками и слабостями. Небесная иерархия изображается весьма похожей на земную. В этом заключается скрытый сатирический смысл романа.

Анонимный автор романа «Цзинь, Пин, Мэй» (начало XVII в.) на примере истории расцвета и падения одной семьи развертывает широкую картину разложения всего феодального общества, сатирически обличает представителей многих социальных групп своего времени: крупных сановников и мелких служащих, военных и купечество, ростовщиков и монахов, помещиков и их слуг.

Еще более крупным явлением в литературе позднефеодального Китая был роман «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») Цао Сюэ-циня (середина XVIII в.), также построенный на бытовой фабуле и поднимающий сатиру до широчайшего социального обобщения: Острую критику маньчжуро-цинской бюрократии - наиболее косной и консервативной прослойки тогдашнего китайского феодального общества - содержал роман «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинь вай-ши») У Цзин-цзы (середина XVIII в.).

В начале цинского периода широкое распространение приобрела фантастическая по форме и остро сатирическая по идейному содержанию новелла. Наиболее ярким художником, который работал в этом жанре, являлся Пу Сун-лин (1640-1715). Его знаменитые «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» («Ляо Чжай чжи и») - одно из самых известных художественных произведений позднефеодального Китая.

Распространение аллегорических приемов в литературе цинского времени было следствием политики жестокого подавления свободной мысли китайских писателей, проводимой маньчжурскими властителями. Правительственный контроль пронизывал все области духовной жизни и прежде всего сферу феодального образования и литературной деятельности. Одним из важнейших каналов этого контроля являлась экзаменационная система. Она использовалась не только для отбора угодных цинскому двору лиц в штат чиновников, но и для того, чтобы отвлекать образованных китайцев от актуальных проблем, требований реальной жизни. Основным предметом на всех ступенях официальных экзаменов при маньчжурах стало абстрактное и схоластическое «восьмичленное сочинение» на отвлеченные темы из конфуцианских канонов. Подготовка к такого рода экзаменам требовала многолетней тупой зубрежки, что душило всяческую инициативу, талант и способности.

Стремясь превратить китайских ученых и писателей в своих преданных слуг, цинские правители предоставляли им хорошо оплачиваемые литературные и редакторские заказы. За счет казны составлялись объемистые энциклопедии и словари, переиздавались произведения древней и средневековой китайской литературы, из которых по приказу двора вырезывали все неугодные маньчжурам места. Большая группа ученых, художников, каллиграфов, граверов занималась комплектованием фонда императорской библиотеки - составлением «Полного собрания книг по четырем отделам» («Сыку цюаныпу»). Эта работа также преследовала цензурные цели.

Те из образованных китайцев, которые осмеливались протестовать против маньчжурского владычества, подвергались самым суровым репрессиям. Цинские власти беспощадно предавали огню китайские исторические и литературные произведения, повествовавшие о борьбе китайского народа против различных чужеземных захватчиков. Авторов таких произведений отправляли на казнь. Но не только живущие китайские патриоты становились жертвой расправы маньчжурских властителей. «Литературная инквизиция» обрушивалась и на давно умерших авторов «крамольных» книг; могилы этих лиц разрывали, а трупы оскверняли; жестоким наказаниям подвергались оставшиеся в живых родственники. В период наиболее активных действий цинской «литературной инквизиции» при императоре Цяньлуне публично сожгли 13 862 различные книги; полному запрещению, а следовательно, повсеместному уничтожению подверглось от 1335 до 2320 названий книг. В «черные списки» были внесены эпические сказания китайского народа, воспевающие национальных героев, многие романы, новеллы и повести бытового жанра, признанные цинскими цензорами «аморальными». Запрещенные книги под страхом тяжких наказаний отбирались у населения и уничтожались.

Чрезвычайно широко практиковалась фальсификация китайских исторических документов и сочинений. Ярким примером является изложение истории маньчжуров, их вторжения в Китай, крестьянской войны 1628-1645 гг. и других важных вопросов в «Династийной истории Мин» («Мин ши»), составленной в 1739 г. Все это нанесло большой ущерб китайской исторической литературе.