Домой / Группы крови / Николай катанов. Чувашская энциклопедия

Николай катанов. Чувашская энциклопедия

1.Введение

2.Учения Катанова.

3.Научные работы.

4. Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.

5.Заключение.

7. Список литературы.

Введение:

6 мая 1862 года жители изюмской степи, что под селом Аскиз, сагаец Катанов Фёдор Семенович (по- хакаски: Хызыл) и качинца Чаптыкова Мария подарили миру будущего учёного –тюрколога, доктора сравнительного языкознания, профессора Императорского казанского Университета, действительного статского советника Николая Федоровича Катанова.

« Природный сагаец » , как иногда именовал себя Николай Федорович, был человеком с юрты. однако, благодаря своему природному уму, к жажде познанию окружающего мира, целеустремлённости характера, а так же благородной поддержки и помощи передовых представителей русской интелигенции Сибири и Санкт-Петербурга, ему удалось взабраться на самую вершину российского востоковедения своего времени, оставить глубокий след в разработке целого комплекса научных дисциплин, образующих востоковедение как науку.

Учение Катанова.

Действительно, даже сегодня мало кто отважится плыть на лодке по бурному Абакану и могучему Енисею до Красноярска, что сделал юный Катанов в Августе 1876 года. И поплыл он не ради приключений, а за знаниями. Его товарищ по университету, впоследствии член Академии педагогических наук РСФСР Н.в.Чехов вспоминал, что Николай Катанов прошёл весь курс гимназии первым учеником и окончил её с золотой медалью,… что он всегда знал, что полагалось, и многое сверх того от чтения, которым усердно занимался в свободное время, и сам Катанов в своей автобиографии сообщает, что кром6 общих предметов, в гимназии изучил языки: латинский, греческий, французский и немецкий.

Именно одержимость помогла ему осуществить свою мечту – получить университетское образование в столице. И здесь он, по воспоминаниям Н.В.Чехова, аккуратностью, с чисто « китайским » упорством занимался… учением … Он не только не пропустил ни одной лекции, но все застенографировал и все стенограммы переписывал на обыкновенный шрифт….Эта работа при его исключительной памяти вероятно, давала ему возможность крепко усвоить и навсегда запомнить все прослушанные курсы. Готовиться к экзаменам ему не приходилось.

Наряду с университетскими знаниями он изучал у академика В.В.Радлова дома тюркскую фонетику, которую он называл «новой точной наукой» , систематически посещал «четверги» известного исследователя Ядринцева. поэтому вполне закономерно любознательный Катанов по всем специальным дисциплинам получил «отличные» познания. Только по русской истории его знания были признаны как «хорошие» .

По представлению профессора И.Н.Берёзкина Николай Федорович был оставлен профессорским стипендиатом на факультете восточных языков императорского Санкт-Петербурского университета и состоял в этом звании с 1888 по 1893 год, т.е. в течении всего срока своей научной командировки в Сибирь, северную Монголию, Джунгарию и китайский Туркестан.

Широко известны имена тех, кто в той или иной степени повлиял на становление « сообразительного татарчонка » как гражданина, интиллегента, учёного. Это Иннокентий Каратанов из Аскиза, золотопромышленники отец и сын Кузнецовы, Красноярский учитель Андрей Кириллович Завадский-краснопольский, известные миссионеры, учёные тюркологи В.И Вербицкий и Н.И.Ильминский, академик В.В.Радлов, профессора Н.И.Веселовский, И.Н.Березин, В.Д.Смирнов, сибирский областник Н.И.Ядринцев и другие.

Сегодня в их числе хотелось бы особо назвать имя веры Арсеньевны Баландиной, урожденной Емельяновой. Между тем это была передовая, высокообразованная женщина своего времени, внесшая большой личный вклад вклад в развитие производительных сил Хакасии.

В годы учёбы в Красноярске Вера Арсеньевна была знакома с Катановым, она брала у него уроки французского языка. Учился у него французскому языку так же родственник Веры Арсеньевны, будущий профессор Арсений Арсеньевич Явилов (1868- 1948). Николай Фёдорович неоднократно бывал в семье Яриловых в селе Медведево Новоселовского района.

После весьма плодотворной четырёхлетней командировки Н.Ф.Катанов успешно выдержал экзамен на степень магистра турецко-татарской словесности и предложил Министерству народного просвещения свои знания, « применить к делу распространения русской грамотности среди инородцев » . И как он пишет в своей автобиографии, по высочайшему повелению определён казанский университет на должность VI класса преподователем в звании экстраординарного профессора по кафедре турецко-татарских наречий, где трудился почти около 30 лет, до конца своих дней. Именно здесь наиболее ярко проявились его черты, новатора, первопроходца в науке. уже во вступительной лекции « Этногафический обзор турецко-татарских племён » Н.Ф.Катанов изложил своё видение предмета « тюркский язык » как комплексную проблему. в ней он дал типологическую характеристику тюркских языков, сведения о географии распространении « тюрского языка » , о религии и верованиях тюркоязычных народов, об их образе жизни, об их образе жизни и государственных образованиях. Именно он возглавил чтение в Казанском университете тюркских, арабского персидского языков.Именно он положил начало учению о стилях татарского языка, заложил элементы сопостановительной грамматики русского и татарских языков.

Венцом научного творения Н.Ф.Катанова является его главный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. По признанию учёных, этим трудом « определяется значение Катанова как тюрколога » . Крупнейший тюрколог нашего времени Н.К.Дмитриев оценивал этот труд как «колоссальный справочник по всем тюркологическим материалам».

В 1903 году Н.Ф.Катанов защитил «Опыт исследования урянхайского языка » как диссертацию на соискание учёной степени магистра турецко-татарской словесности. Через четыре года он за все свои труды по языковедению удостоился учёной степени доктора сравнительного языкознания без защиты диссертации, что по тем временам, да и по нынешним, было редким случаем в научной практике.

По сведения библиографов, как литературный факт насчитывается 382 научные работы Н.Ф.Катанов в различных изданиях, причём в это число не вошли многочисленные публикации в газетах и журналах.библиографы так же указывают, что Николай Федорович использовал в своих научных трудах данные 114 языков мира, а сам он свободно владел почти всеми европейскими и азиатскими языками, включающие классические и древнетюркские. В его рукописных фондах, хранящихся в Казани, есть письмена и алфавиты из японского, китайского, санскритского, арабского, латинского, греческого языков.

Творчество и значительный вклад Катанова в науку и культуру.

Творческие устремления Николая Федоровича Катанова охватывают обширный круг вопросов: древние и современные ему языки и литературу тюрков и монголов, нумизматику, музейное дело, просвещения «инородцев» их религию и культуру.Н.Ф.Катанов науку рассматривал как средство просвещения народа, повышения его народа, повышения его культуры. Поэтому он много времени отдавал общественной и просветительской деятельности. Эта его деятельность с наибольшей полнотой и очевидностью выявляет высокие гражданские и человеческого характера первого хакасского учёного.

Николай Федорович ратовал за обучение детей на родном языке, чтобы они могли получить полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного творчества, считал он, невозможно узнать историю и духовную жизнь народа.

Следуя этой истине, Н.Ф.Катанов оказывал постоянную помощь многим авторам, работавшим в области тюркской филологии и фольклористики.

Значительный вклад внёс Н.Ф.Катанов в деятельность переводческой комиссии при братстве святителя Гурия. Это братство занималось реализацией просветительской программы известного тюрколога и миссионера Н.Ильминского, предложившего создать систему миссионерских школ для «инородческого» населения России. К сожалению, в целом их гуманитарная роль еще не получила должной оценки в нашей науке, их история или замалчивалась, или толковалась превратно.

Россия территориально находится на границе между востоком и западом, представляет собой евразийскую страну. Значительный массив её народонаселения представлен тюркоязычными народами. Без их просвещения и образования Россия не могла рассчитывать на государственную прочность и благополучие. В этом кон-тексте миссионерские школы закладывали надежную основу для исторической перспективы России, поднимая уровень образованности и общественной активности тюркского мира.

Как специалист по восточным языкам и знаток «инороднеческих» школ, Н.Ф.Катанов часто привлекался Министерством народного просвещения для решения назревших вопросов «инородческого» образования.

К важнейшей сфере просветительской деятельности Н.Ф.Катанова следует отнести его неизменную и значительную по своему диапазону помошь переферийным краеведческим музеям и библиотекам. Известно, что на свои средства он приобрёл большое количество экспонатов для музеев Казани, участвовал в основании Красноярского и Тобольского краеведческих музеев. Уделял внимание музеям средней Азии и Кавказа, оказывал помошь библиотеке иркутского университета.

Постоянно поддерживал творческие связи с музеем Н.М.Мартьянова в Минусинске. Весьма плодотворной была его помощь в подготовке музея к участию во всемирной выставке 1900г. В Париже. На выставке Минусинскому музею был присуждён почётный диплом

Нужды переферийных музеев Катанов знал как специалист, будучи сам директором Нумизматического музея Императорского казанского университета, членом совета Историко-этнографического музея в Казани представителем Совета Казанского городского научно-промышленного музея. Немало сил он отдал созданию Этнографического музея при духовной академии.

Наряду с музейным делом Н.Ф.Катанов серьёзно занимался краеведением. Как вспоминал его современник И.В.Барашков – Эпчелей, он упрекал тех кто в поисках самообразования уходит из родного села Аскиз. « А мой ответ: Всё начинаете со своего гнезда » , - наставлял Николай Федорович. Он перечислял исторические достопримечательности села Аскиз, называл темы для исследования. Учёный заключал: « начинайте изучать свой край, своё село, которое вы невежливо именуете «дырой» . Как считал Катанов, оттолкнувшись от разностороннего изучения « родных палестин » , двигаться дальше легче и лучше в изучении других народов.

Творческая жизнь и просветительская деятельность Николая Федоровича Катанова не замыкалась узкими рамками национальных пристрастий, а служили общему делу продвижению народов России к новым рубежам научного познания и культуры. Его труды получили широкое познание не только в России, но и далеко за её пределами. Он был избран действительным членом Русского географического общества, действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, членом сотрудником. русского археологического общества в Санкт-Петербурге и ряда других обществ России, действительным членом международного общества наук в Будапеште членом-корреспондентом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе.

Заключение:

Мне представляется, что сейчас можно говорить о катановедении, как сложившийся отрасли знаний в области тюркологии. Жизнь и творческое наследие Н.Ф.Катанова давно стали объектом изучения учёных разных специальностей. Надо признать как научный факт, неоднозначность оценки и его личности в прошлом. Так, в первом издании Большой советской психологии Н.Ф.Катанов назван «проводником русификаторской политики царской России» . Во втором издании Большой советской Энциклопедии он по своей идеологии оценивался как монархист. даже известный хакасский писатель и учёный Н.Г.Доможаков 1951 г. Утверждал, что «Н.Ф.Катанов был монархистом по убеждению, реакционером в в науке. Правда, надо отдать должное самокритичности Николая Георгиевича. это своё утверждение он дезавуировал в декабре 1957 г. В докладе «Николай Федорович Катанов ». Только после разоблачения культа личности И.В.Сталина стало возможным по – новому оценить и личностные качества, и научные труды, и просветительскую деятельность.И впервые это было сделано на объединенном заседании Учёных Советов Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и АГПИ в декабре 1957 г. С тех пор Катановедение, конечно, значительно продвинулась вперёд.тем не менее пока ещё не удалось в полной мере изучить творческое наследие Н.Ф.Катанова. Серьёзный прорыв может быть сделан в изучении его огромного рукописного наследства, педагогической и просветительской деятельности.

Н.Ф.Катанов, будучи выходцем из хакасского народа, не принадлежит только ему. Его именем и трудами может гордится весь народ республики Хакасия, могут гордиться красноярцы, где получил гимназическое образование, может гордится Санкт-Петербург, который дал ему основательную научную подготовку, может гордится Казань, где протекала основная его научно-педагогическая деятельность. В мире тюркологии он стал звездой мировой величины своего времени. Жизнь и деятельность первого хакасского учёного нового времени с мировым именем будут служить примером для новых поколений учёных Республики Хакасия.

Пока существует и развивается востоковедческая наука, имя Н.Ф.Катанова не растаёт в тумане времени, а его труды переживут века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Николай Федорович Катанов. Материалы и Сообщения

Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958.

2.БСЭ, Государственное научное издательство « большая советская энциклопедия » , 1953.

3. С.П.Ултургашев « Звезда мировой величины » Абакан – 1993г.

4.История Хакасии с древнейших времён до 1917. Л.Р.Кызласов

В.С.Свиткова. «восточная литература» 1993.

Биография и творчество профессора Н.Ф.Катанова (1862 — 1922) «занимает видное место в классичес­ком наследии отечественной тюркологии» (С.Н.Иванов) XIX — XX вв. Отечественная ориентальная историко-научная и просветительская литература 20 — 90-х гг. XX в., посвященная жизни и деятельности профессора Казанского университета, раскрывает основные этапы и особенности творчества и бесценного наследия .

Николай Федорович Катанов родился 6(18) мая 1862 года в степной местности Узюм (Улус Турахов) к северо-востоку от села Аскиз на левом берегу реки Абакан (приток Енисея). Его родители были выходцами из двух основных хакасских родов: отец — сагаец, мать — качинка.

Начальное образование получил в 1869 — 1876 гг. в Аскизском училище. В 1876 — 1884 гг. учился в Краснояр­ской классической гимназии, которую ­закончил с золотой медалью. В 1884 — 1888 гг. получил хорошее востоковед­ческое образование, обучаясь в арабо-­персидско-турецко-татар­ском разряде фа­куль­тета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В университете его учите­лями и научными наставниками стали известные востоковеды — ­И.Н.Березин (1818 — 1896), Н.И.Веселовский (1848 — 1918), В.В.Радлов (1837 — 1918) и другие деятели казанского и петербургского востоковедения. В годы учебы сдружился с географом и этнографом Г.Н. Потаниным (1835 — 1920), редактором ­журнала «Сибирское обозрение» Н.М.Ядринцевым, тюркологом и миссионером Н.И.Ильминским (1822 — 1891) и другими востоковедами и общественными деятелями. В период учебы молодой студент-востоковед под влиянием своих учителей обработал свои ранние научные материалы, посвященные сагайскому наречию хакасского языка, этнографии и фольклору тюркских народов Сибири. Список библиографии трудов Н.Ф.Катанова по востоковедению свидетельствует, что уже в 1885 — 1888 гг. было опубликовано 9 научных статей и публикаций в области тюркологии .

Поворотным рубежом в биографии Н.Катанова стало научное путешествие в 1889 — 1992 гг. в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Восточный Туркестан с целью изучения языков и этнографии тюркских народов, организованное Русским географическим обществом (образовано в 1845 г.) и Петербургской Академией наук. Научная командировка Н.Катанова была организована по ходатайству востоковедов-академиков В.П.Васильева и В.В.Радлова. Это стало началом его самостоятельной научной деятельности. Все эти годы Н.Катанов является стипендиатом факультета восточных языков С.-Петербургского университета.

Известный российский тюрколог С.Н.Иванов писал: «Путешествие имело огромное значение для всей последующей научной деятельности Катанова. Четыре года пребывания в тюркской языковой среде, в гуще жизни носителей различных тюркских языков доставили Катанову неоценимый запас лингвистических и этнографических сведений, значительно расширивших объем знаний и научный кругозор молодого ученого. Эти знания и собранные материалы представляли собой хорошую и прочную основу для дальнейших научных исследований и обусловили собой характер научных изысканий Катанова в период его зрелой научной деятельности» .

Организация научных полевых экс­педиций в регионы, где жили тюркоязычные народы, продолжалась также в казанский период педагогической и научной деятельности Н.Ф.Катанова . Например, в мае-сентябре 1896 г. и мае — августе 1899 г. путешествовал по Минусинскому округу Енисейской губернии, летом 1897 и 1898 гг. был командирован для научных исследований в Уфимскую губернию и в мае — августе 1909 г.— в Си­бирь .

В 1893 г., после сдачи экзаменов на степень магистра турецко-татарской словесности (10 и 21 декабря 1893 г.) и назначения Н.Ф.Катанова экстраординарным профессором кафедры турецко-татарских наречий историко-филологического факультета Казанского университета (с 9 ноября 1893 г.), начался известный период его активной и значимой учебной, научной и общественной деятельности в Казани (1894 — 1922).

В этот период проявился талант Н.Ф.Ка­танова как языковеда, этнографа, историка, археолога, нумизмата, педагога, коллекционера и организатора научных исследований.

Началом преподавательской работы в университете считается публичное чтение лекции в январе 1894 г. на тему «Этнографический обзор турецко-татарских племен», опубликованной в Ученых записках Казанского университета .

Уже первый год работы профессора в Казанском университете ознаменовался оригинальными публикациями, посвященными мусульманским тюркским легендам, фольклору и этнографии тюркоязычных народов Центральной Азии. Эти публикации показали особый интерес молодого ученого к разнообразным актуальным лингвистическим, этнографическим, литературоведческим, источниковедческим проблемам отечественной тюркологии последней четверти XIX — начала XX вв. В ранних и последующих опубликованных и неизданных работах и статьях Катанова органично присутствует не только книжное, но и живое и непосредственное знание истории и культуры тюркоязычных обществ Евразии и совре­менных историко-географических и культурных центров тюркского мира конца XIX — начала XX в. Его научное наследие включает разнообразные области тюркологии: древнетюркские и современные литературные языки, тюркоязычную литературу и духовную жизнь тюркских народов.

На рубеже нового века следует отметить, что значимый период в истории казанского востоковедения 90-х гг. XIX ве­ка — первых двух десятилетий XX в. ­связан с научно-педагогической и общественной деятельностью выдающегося востоковеда-мыслителя и просветителя Н.Ф.Катанова. Его труды, по мнению академика А.Н.Кононова, вошли «в золотой фонд мировой тюркологии» . Многогранная востоковедческая и научно-просветительская деятельность доктора сравнительного языкознания Н.Ф.Катанова способствовала сохранению и развитию ориентального образования и науки в Казани. Роль и значение его в возрождении Казанского университета как крупного российского востоковедческого центра неоценимы

Для того, чтобы конкретнее и объективнее представить значение деятельности и вклада Катанова, следует вспомнить десятилетия в истории казанского центра ориенталистики после закрытия восточного разряда университета в 1854 — 1855 гг. и до его появления в Казани в 1894 г.

В эти годы исключительную роль в возрождении востоковедения в университете и в целом в казанском гуманитарном центре сыграли И.Ф. Готвальд, М.Г.Махмудов, И.Н.Холмогоров, Х.Фаизханов, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов, Ш.Марджани, Н.В.Крушевский, И.А.Бодуэн де Куртенэ, М.П. Веске, Н.Ф.Катанов, Н.И.Андерсон, Н.И.Ашмарин, К.Насыри, Н.В.Никольский, Я.Г.Калима, Г.С.Губайдуллин, С.Е.Малов и многие другие. Многонациональный характер казанской ориенталистики — важная особенность научного и культурного центра России. С их именами связаны востоковедные исследования в Казани в конце XIX — первых десятилетиях XX вв. и тесные научные контакты с российскими и зарубежными востоковедами. С их именами связано развитие национальных научных гуманитарных школ XIX — XX вв.

Биограф Н.Ф.Катанова тюрколог С.Н.Иванов отмечал, что во второй половине XIX в. «значение Казанского университета как востоковедного центра заметно упало» и «преподавание восточных языков в Казани и научная работа в области востоковедения не имели непрерывной традиции» .

Важным историко-научным рубежом воссоздания востоковедческих кафедр Казанского университета — угро-финской и турецко-татарской филологии — стала середина 80-х гг. XIX в. У истоков этого события стояли корифеи гуманитарных наук эпохи: И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов и М.П.Веске.

Именно возрождение традиций преподавания восточных дисциплин и комплексных тюркологических исследований в университете связано с именем Н.Ф.Катанова. Сегодня мы можем справедливо говорить о катановском периоде и научной школе тюрколога Н.Ф.Катанова в истории казанского востоковедения рубежа XIX — XX вв.

В течение 28 лет педагогической и научной деятельности в Казани проф. Н.Ф.Катанов преподавал языки, этнографию и историю тюркских народов в Казанском университете, Казанской духовной академии (1911 — 1919) и в восточном отделении Северо-Восточного этнографического и археологического института (1917 — 1921). В этих учебных заведениях на протяжении многих лет он вел следующие курсы: арабский и персидский языки, турецко-татарский язык, казахские, киргизские, алтайские наречия, обозрение турецко-татарских племен, история турецко-татарской литературы, сравнительная грамматика тюркских наречий и чтение текстов, восточная нумизматика, сфрагистика, хронология, «история турецких и монгольских племен», «история Сибири и Средней Азии», «этнография татар, чуваш, киргизов, башкир, черемисов, вотяков и мордвы», «надписи на монетах Золотой Орды и надгробных памятниках Казанского и Булгарского ханств» и др. В преподавательской работе проявилось глубокое знание Катановым языков, истории, нравов и обычаев тюркских народов России и зарубежного Востока. Современников и слушателей казанского ученого поражал живой и образный характер преподавания и простота, глубина и ясность мысли знатока тюркского Востока.

Неоценима его заслуга в исследова­тельской и научно-просветительской ­деятельности Общества археологии, ­истории и этнографии при Казанском ­университете (образовано в 1878 г.). Еще будучи студентом университета, в 1884 г. Николай Катанов был избран членом-сотрудником научного общества. Проф. Н.Ф. Катанов в 1896 — 1898 гг. являлся секретарем и в 1898 — 1907 гг.— бессменным председателем Общества ­археологии, истории и этнографии, внося огромный вклад в направления лингвистических, этнографических, историко-­культурных исследований народов за­рубежного Востока и тюркских народов России. Надо особо отметить то, что ученый-тюрколог был активным членом ведущих научных обществ России: географического общества (с 17 декабря 1894 г.),­ археологического общества (с 1894 г.), общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 22 ноября 1897 г.), Туркестанского кружка любителей археологии (с 5 мая 1897 г.), Русского комитета по изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом, этнографическом отношениях (с 1913 г.) и др. Оригинальные работы исследователя, посвященные истории и культуре тюркских народов Центральной Азии, опубликованные в изданиях этих научно-исследовательских и просветительских обществ, имеют огромное научное значение.

Кроме того, он был избран членом международного общества наук и литератур в г.Лёвине (Бельгия) (1898), Венгерского этнографического общества (1899) и Гельсингфорского финно-угорского общества (1900). Это было высоким признанием зарубежных коллег и научных обществ.

Музейная деятельность и коллекционное наследие Н.Ф.Катанова особенно значимы. Как известно, в период 1905 — 1917 гг. он работал директором историко-этнографического отдела и председателем совета Казанского музея. Восточные этнографические, нумизматические, археологические материалы, собранные во время экспедиций и переданные Н.Ф.Катановым и его супругой А.И.Катановой в 20 — 30-х гг. XX в., — органичная часть уникального наследия Национального музея Республики Татарстан.

Вершиной тюркологического исследования Н.Ф.Катанова стала докторская диссертация «Опыт исследования урянхайского языка», защищенная 7 декабря 1903 г. в Санкт-Петербургском университете. Его официальными оппонентами были крупнейшие отечественные тюркологи рубежа XIX — XX вв. Это профессор, преподаватель турецко-татарской словесности В.Д.Смирнов (1846 — 1922) и профессор, преподаватель арабского языка П.М.Мелиоранский (1868 — 1906). Эта фундаментальная работа Н.Ф.Катанова публиковалась в 1899 — 1903 гг. в Ученых записках Казанского университета и вышла отдельным тиражом . Справедливой оценкой научной и преподавательской деятельности стало присуждение Катанову в 1907 году степени доктора сравнительного языкознания. В «Представлении» профессоров университета А.И.Александрова и В.А.Богородицкого на степень доктора были отмечены научные командировки и путешествия, сбор богатого лингвистического, этнографического и исторического материала и его публикация, а также точность и тщательность наблюдений и большая разносторонность Н.Ф. Катанова.

Талантливый и трудолюбивый ученый-тюрколог, просветитель и мыслитель Н.Ф.Катанов остается в памяти наших современников. Сегодня коллеги-тюр­кологи знают работы великого и знаменитого ученого тюркского мира. Твор­ческая жизнь и наследие профессора ­Казанского университета Н.Ф.Катанова раскрывает непреходящее значение его огромного вклада в отечественную и мировую науку, образование и культуру народов России.

О нем

1. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (очерк жизни и деятельности). 2-е. изд. — М.: Наука, 1973. — 114 с.

2. Валеев Р.М. Профессор Н.Ф.Катанов — классик российской тюркологии (1862 — 1922) //­ Наследие Н.Ф.Катанова. История и культура тюрк­ских народов Евразии. Доклады и сообщения международного научного семинара. 30 июня — 1 июля 2005 г. — Казань, 2006. — С. 4-12.

3. Закиев М.З. Значение труда Н.Ф.Катанова «Чувашские слова в болгарских и татарских памят­никах» в изучении истории татарского народа // Там же. — С. 28-40.

4. Насипов И.С. Исследования Н.Ф.Катанова как источники по татарской диалектологии // Там же. — С. 79-81.

5. Рамазанова Д.Б. Творческое наследие Н.Ф.Катанова и некоторые вопросы современного татарского языкознания // Там же. — С. 82-84.

Р.М.Валеев, М.З.Закиев

Из книги : Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - С. 37-42

Николай Фёдорович Катанов (6 мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз - 9 марта 1922, Казань) - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915).

Родился в семье улусного писаря, в 1876-1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884-1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889-1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра - «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911-1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов. В 1898-1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Происхождение

Николай Фёдорович Катанов родился 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе - степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан - и при рождении получил хакасское имя Пора (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:

Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова - Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка. Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым. Старший его брат - тоже Николай - стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа, в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель.

06 мая 1862 - 09 марта 1922

тюрколог, профессор кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, первый хакасский ученый

Биография и научная карьера

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китай ский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва .

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

КАТАНОВ Николай Фёдорович (6.5.1862, степная местность Изюм, Хакасия – 10.3.1922, г. Казань) – тюрколог, доктор филологических наук (1903) и сравнительного языкознания (1907), действител. стат. советник (1915), первый хакас. учёный. Окончил факультет восточ. языков С.-Петербург. университета (1888, со степенью кандидата). Написал грамматику сагайского наречия в 2-х частях (1882, 1884). В 1888–92 по поручению Академии наук и Рус. географич. общества находился в науч. экспедиции по Сибири и Восточ. (Китайскому) Туркестану, собрал обшир. материал о тюркоязыч. народностях. С 1894 экстраординарный профессор Казан. университета, с 1911 преподавал в Казан. духовной академии (с 1915 – ординарный профессор академии), редактировал «Инородческое обозрение» (приложение к журналу «Православный собеседник»). С 1917 работал в Казан. университете, в Северо-Восточном археологич. и этнографич. институте, вёл занятия на чуваш. педагогич. курсах и в вузах Казани.

К. состоял членом свыше 10 науч. обществ и комитетов России, был действител. членом ряда зарубежных обществ, занимал множество научно-обществен. должностей (руководил музеями, нумизматич. кабинетом университета и т.д.). В 1894–97 являлся секретарём (1898–1914 и 1919 – председатель) Общества археологии, истории и этно-графии при Казан. университете и редактором «Известий ОАИЭ». Был председателем Переводческой комиссии при Казан. учеб. округе (с 1907), заботился о продвижении в печать сочинений, касающихся «инородцев», добился через Академию наук издания «Словаря чуваш-ского языка» (первые 2 выпуска словаря в 1910 и 1912 опубликованы на средства Переводческой комиссии). Стоял у истоков науч. грамматики чуваш. языка – редактировал и содействовал из-данию «Материалов для исследования чувашского языка» (1898) Н.И. Ашмарина.

Автор ок. 400 исследований по языкознанию, этнографии, истории, археологии, фольклористике, в своих трудах использовал данные 114 языков (владел почти всеми европейскими, азиатскими и мёртвыми классич. языками); оставил после себя колоссал. рукописный фонд (хранится в Национальном архиве Респ. Татарстан).

Один из зачинателей сравнител. изучения тюрк. языков, его фундаментал. труд «Опыт исследования урянхайского (тувинского) языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня» (1903) имеет большое значение как сводный справочник по фонетике и морфологии тюрк. языков. Проявлял большой ин-терес к изучению материал. культуры Волж. Болгарии. Опубликовал ряд исследований по болгар. эпиграфике, наиболее значител. из них является «Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках» (1920).