Домой / Анемия / О концепции философии истории ибн халдуна. О концепции философии истории ибн халдуна Глава II

О концепции философии истории ибн халдуна. О концепции философии истории ибн халдуна Глава II

- (Абдельрахман Абу Саид Вали аль Дин ибн Хальдун) (Ibn Khaldun (Abd al Rahman Abu Zaid Wali al Din ibn Khaldun)) (1332–1406) Историк, социолог и философ. Родился в Тунисе. Известность получил как автор Книги назидательных примеров и собрания… … Политология. Словарь.

ИБН ХАЛЬДУН - Абдурахман Абу Зейд ал Магриби (1332 1406) араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов,… … Философская энциклопедия

Ибн-Хальдун - (Абд ор рахман Вели од дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили,Севильский) известный арабский историк (1332 1406). По происхождению человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, Коран, хедисы,право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИБН-ХАЛЬДУН - Абдаррахман Абу Зейд (род. 27 мая 1332, Туннис – ум. 17 марта 1406, Каир) – араб, государственный деятель, историк культуры и представитель философии истории, последователь Аверроэса. Его значительная роль в истории до сих пор признается не всеми … Философская энциклопедия

Ибн Хальдун - Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абд ар Рахман Абу Зейдибн Мухаммед (1332—1406), арабский историк и философ. Родился в г. Тунис. В 1349—75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Беджаии. В 1379 вернулся в Тунис; в… … Энциклопедический справочник «Африка»

Ибн Хальдун - (1332 1406), арабский историк, философ, государственный деятель. Последователь Ибн Рушда. Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки. В сочинении «Книга назидательных примеров...» изложил свои взгляды на… … Энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН - (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров... (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов … Современная энциклопедия

ИБН ХАЛЬДУН - (1332 1406) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении Книга назидательных примеров... изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с… … Большой Энциклопедический словарь

Ибн Хальдун - (1332 1406 гг.) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров... (1377 82 гг.) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею цикличности в истории … Исторический словарь

Ибн Хальдун - (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении “Книга назидательных примеров...” (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН - Абд ар Рахман Абу Зейд (1332 1406) арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется «арабским Марксом». Главные произведения: «Всемирная… … Новейший философский словарь

Абдуррахман Абу Зейд (1332–1406) – арабский историк и социолог. Род. в Тунисе, получил разностороннее образование; учился у мусульм. ученых как консервативного, так и прогрессивного, шедшего от Ибн Рошда, направлений. Служил в качестве секретаря-каллиграфа (в 1353 или 1354) у султана в Фесе. С 1362 занимал высокие служебные посты у феод. государей в Сев. Африке и в Гранадском гос-ве. В 1382 переехал в Каир, где был преподавателем в школах при аль-Азхаре и др. мечетях; был назначен кади (судьей) маликитского мазхаба и занимал эту должность (с перерывами) до своей смерти. Свой важнейший труд – "Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" ("Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва-ль-Хабар фи айям аль-араб ва-ль-аджам ва-ль-барбар") он написал в 1370-х гг. в Тунисе. 1-й т. этого труда занимает "Введение" (по-арабски "Мукаддима"; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961), в к-ром И. X. выдвигал требование создания спец. науки о "цивилизации и человеческом обществе", а также о "предметах, которые могут служить к объяснению фактов, связанных с сущностью общества..." (цит. по кн.: X. Раппопорт, Философия истории..., СПБ, 1898, с. 75). Считая, что такая наука принесет громадную пользу, И. X. полагал, что с ее помощью люди будут "...в состоянии предвидеть события, могущие случиться в будущем" (там же). В своей историко-социологич. теории И. X. прослеживал зависимость нравов и обществ. учреждений от образа жизни людей (напр., городского или кочевого), а также подчеркивал значение произ-ва и общения людей для их жизни. "Рука, подчиненная разуму, всегда готова производить предметы искусства. Искусства же вызывают новые орудия, которые заменяют ему те члены, которыми другие животные обладают для своей защиты... Изолированный человек не был-бы в состоянии противостоять силе хотя-бы одного животного... Он был-бы в таком случае абсолютно неспособен защищать себя" (там же, с. 76–77). Большое значение в своем соч. И. X. придавал влиянию природы на историю человеч. общества. Гл. фактор, обусловливающий это влияние, по теории И. X., – климат: только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (т.е. стран, прилегающих к экватору) не имеют побудит. причин для развития культуры, т.к. они не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде; жители холодных сев. стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, лит-рой и искусствами. И. X. излагал также свою теорию историч. циклов, согласно к-рой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие якобы физич. и моральными преимуществами перед оседлым населением, особенно перед горожанами. Поэтому, по И. X., кочевники периодически завоевывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через 3–4 поколения потомки кочевников-завоевателей в условиях гор. цивилизации утрачивают свои положит. качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется. Несмотря на то что И. X. стоял на позициях религии и идеализма, считая, что человек есть произведение бога (см. тамже, с. 76), огромную историч. значимость имело его стремление установить зависимость жизни людей от географич. и др. материальных (естественных) факторов. Эти стороны его учения оказали большое влияние не только на арабскую, но и на зап.-европ. мысль. Соч.: Отрывок из "Книги...", посвященный Палестине, в кн.: Медников?. ?., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по арабским источникам, [т. 2, ч 1], СПБ, 1897, с. 628–41 (Православный палестинский сб., т. 17, вып. 2); Autobiographie, в кн.: Notices et extraits des manuscrits de la Biblioth?que imp?riale, t. 19, pt. 1, P., 1863; Histoire des berb?res et des dynasties musulmanes de l´Afrique septentrionale, trad. de l´arabe par de Slane, v. 1–4, nouv. ?d., P., 1925–56; Les prol?gom?nes, trad. par de Slane, t. 1–3, nouv. ?d., P., 1934–38; The Muqaddimah. An introd. to history, transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1–3, ?. ?., . Лит.: Левин И., Ибн-Халдун – араб. социолог 14 в., "Новый Восток", 1926, No 12; Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4–5; Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн-Халдуна, "Сов. востоковедение", 1958, No 1; Kremer ?., Ibn Chaldun und seine Culturgeschichte..., W., 1879; Hussein ?aha, Etude analytique et critique de la philosophie sociale d´Ibn-Khaldoun, , 1917; Ayad M. K., Die Geschichts-und Gesellschaftslehre Ibn Hald?ns, Stuttg.-В., 1930; Schmidt ?., Ibn Khaldun. Historian, sociologist amd philosopher, ?. ?., 1930; Bouthoul G., Ibn Khaldoun. Sa philosophie sociale, P., ; ?nan ?. ?., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, ; Ibn Khald?n and Tamerlane. Their historic meeting in Damascus A. D. 1401 (803 A. H.)..., with a transl, into Engl. and a comment. by W. J. Fischel, Berkeley-Los Angeles, 1952. E. Беляев. Москва.

Абд ар-Рахман Абу Зейд ибн Хальдун (732/1332-808/1406) - величайший арабский историк, факих, протосоциолог, социальный теоретик, принадлежавший к маликитскому .

Родился в , куда его , покинув Севилью, перебралась во времена Реконкисты. Он получил прекрасное традиционное исламское воспитание. Служил при дворах правителей Магриба, Андалусии, . Войны , политический хаос и чума, унесшая жизни его родителей, вынудили Ибн Халдуна перебраться в Фес, где он служил на таможенном дворе и продолжал образование. Интриги и зависть к его успехам и известности заставили Ибн Халдуна вернуться в Северную Африку и отойти от политической деятельности. Он направился в Каир, где занял должность и преподавал в маликитском мазхабе.

Труды

Среди трудов Ибн Халдуна самый известный - фундаментальное сочинение, под названием «Книга назидательных примеров к истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Этот труд состоит из трех частей. На Западе более всего известна первая часть - Мукаддима («Введение»), в которой Ибн Халдун изложил задачи, метод и принципы исторического исследования, учение о развитии общества, а также циклическую теорию взаимоотношений между кочевыми и городскими цивилизациями. Он также описал принцип групповой солидарности (асабия), который обеспечивает единство в государстве, тогда как утрата этого принципа ведет к упадку и разрушению.
Вторая часть посвящена истории народов мусульманского Востока, третья - истории народов Магриба. Эти работы привлекли меньший интерес и не произвели такого значительного впечатления на ученых, как Мукаддима.
Ибн Халдун написал также «Автобиографию», ставшую одним из первых образцов арабской мемуарной литературы. К сожалению, она не дает полного представления о мотивах его деятельности и характере.

Значение

Ибн Халдуна считают уникальным историком, и довольно трудно указать предшественника, моделью которого он пользовался. Последователей Ибн Халдун не оставил, возможно, потому, что современники не принимали его метод, и только в 19 в. его вновь «открыли» европейцы и объявили Ибн Халдуна отцом историографии, социологии и социальной истории.
Ибн Халдун заложил основы исторической науки, а его известность в настоящее время связана с актуальностью его воззрений в контексте современных социальных и политических теорий.

Ибн Хальдун - один из величайших мыслителей и историков прошлого. Благодаря подробной автобиографии, которую он оставил, нам хорошо известны события его жизни. Он родился в 1332 г. в Тунисе в семье высокопоставленных чиновников и ученых, выходцев из Андалусии, ведущих свой род от древних йеменских арабов. Ибн Хальдун получил прекрасное религиозное, литературное и научное образование, его учителями были выдающиеся ученые Магриба. Когда он был еще подростком, правитель династии маринидов Абу-ль-Хасан завоевал Ифрикию и в 1348 г. вторгся в Тунис.

А через год в стране началась эпидемия чумы, которая унесла его родителей. В 1352 г. Ибн Хальдун отправился в Фес, где провел десять лет, став канцлером при дворе султана Абу Салима. Но, ни здесь, ни в Гранаде, куда он ездил в 1362 г., ни в Бужи и Тлемсене не удалось ему обрести стабильности в жизни, воплотить свой политический идеал. Однако в странствиях он хорошо узнал жизнь двора и работу государственных чиновников, изучил обычаи арабских и берберских племен.

Когда в 1375 г. Ибн Хальдуну исполнилось 43 года, он отошел от политики и целиком посвятил себя науке. Найдя пристанище в Калаат (Алжир) при дворе Ибн Салама, он написал первый вариант «Введения» («Мукаддима»). Но для дальнейшей работы ему потребовалось множество источников и документов. Пришлось оставить уединение и вернуться в Тунис. Здесь Ибн Хальдун занялся преподаванием и одновременно завершил первый вариант «Китаб-аль-Ибар…» («Книга поучительных примеров…») - монументального труда по всемирной истории.

Но интриги недоброжелателей вынудили ученого покинуть Магриб. В1384 г. он переселился в Египет. В Каире после представления мамлюкскому султану аль-Захир Баркуку он занялся преподавательской и судебной деятельностью, сочетая ее с работой над своим обширнейшим трудом. За пять лет до смерти, в 1406 г., он стал свидетелем осады Дамаска войсками Тамерлана и оставил удивительно точное описание этого человека.

Ибн Хальдун был, прежде всего, историком. Он стремился нарисовать как можно более правдивую картину современной ему эпохи - «образец для историков будущего». А поскольку существовавшие в те времена традиции фактографии его не удовлетворяли, он сформулировал теорию общества, которая и легла в основу его дальнейших трудов. В своем «Введении» Ибн Хальдун заложил фундамент науки, названной впоследствии этнографией. Напомним только некоторые концепции, впервые выработанные им.

Центральной в его теории развития общества была концепция «умран», которую приблизительно можно перевести как «цивилизация», исключив при этом противопоставление «развитого» и «отсталого» общества. «Умран» исходит из идеи божественности мироздания и означает саму жизнь человека на земле, устройство человеческого, общества в целом. Человек - творение Божие, он создан свободным и равноправным и должен быть властелином на земле. Но жизнь людей неодинакова, ибо определяется географическими и климатическими условиями. «Умран» - это и формы социальной жизни, точнее, жизни городской (с ее большим скоплением людей) в отличие от сельской (в горах или пустыне).

Ибн Хальдун различает две фазы развития общества. Первая, кочевая (занятие земледелием и скотоводством), близкая к природе, удовлетворяет только самые простые потребности человека. Вторая, более сложная, - «городская» (занятие ремеслом и торговлей) с характерным для нее появлением излишков. На этой стадии общество, реализуя скрытые возможности, достигает своей цели. В соответствии с непреложным законом «умран» постоянно колеблется между этими двумя состояниями.

Ибн Хальдун полагал, что «мульк» (власть) является основной движущей силой общественно-исторического развития. Источник престижа, она становится объектом вожделений и стремлений человека, постоянно подталкивая его к действиям. Власть по своей природе не прочна, она все время переходит от одной группы к другой, от одного народа к другому. Являясь средством перераспределения излишков и упорядочения общества, она играет решающую роль при смене фаз. Именно на этом принципе строит Ибн Хальдун свой труд по истории общества. Он прослеживает путь народов, преимущественно арабов и берберов, один за другим завоевывавших власть: от кочевничества до владычества над другими народами и, наконец, падения.

В основные понятия включено множество мелких. В социальном плане это сплоченность, родство, покровительство, честь; в политическом - принуждение, насилие, господство, власть; в экономическом - средства существования, или заработок, стоимость, труд.

Концепции Ибн Хальдуна, выведенные им законы жизни арабо-берберского общества, его синтетический подход к истории исламского мира по сей день остаются неисчерпаемым источником знаний для историков и этнографов.

ИБН ХАЛЬДУН - арабский ис-то-рик, фи-ло-соф, государственный и об-щественный дея-тель.

Из знат-ной вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ной се-мьи, иг-рав-шей в IX-XI веках важ-ную роль в по-ли-тической и куль-тур-ной жиз-ни му-сульманской Ис-па-нии, а с XIII века - Ту-ни-са. В 1349-1375 годах за-ни-мал различные по-сты (от сек-ре-та-ря до ва-зи-ра) при дво-рах пра-ви-те-лей Ту-ни-са, Фе-са, Гра-на-ды и Бед-жаи (ны-не Бу-жи), а так-же не-од-но-крат-но вы-пол-нял их ди-пло-ма-тические по-ру-че-ния в хри-сти-ан-ской и му-сульманской Ис-па-нии и Северной Аф-ри-ке. В 1375 году Ибн Хальдун ото-шёл от по-ли-тической дея-тель-но-сти и по-се-лил-ся в кре-по-сти Ка-лаат-Ибн-Са-ла-ма в Ал-жи-ре; сфор-му-ли-ро-вал ори-ги-наль-ный взгляд на ис-то-рический про-цесс. В 1379 году Ибн Хальдун вер-нул-ся в Ту-нис, од-на-ко в 1382 году был вы-ну-ж-ден вы-ехать в Еги-пет из-за не-при-ятия его идей-но-по-ли-тических и фи-лософских взгля-дов ту-нис-ски-ми учё-ны-ми кру-га-ми. В Каи-ре он про-дол-жил свою на-уч-но-литературную дея-тель-ность под по-кро-ви-тель-ст-вом мам-люк-ских сул-та-нов, слу-жил в ка-че-ст-ве му-сульманского су-дьи (ка-ди) и пре-по-да-вал в университете аль-Аз-хар и мед-ре-се аль-Кам-хия и аз-За-хи-рия. В 1400 году, по-се-тив Си-рию в сви-те мам-люк-ско-го сул-та-на Фа-рад-жа, вёл пе-ре-го-во-ры с Ти-му-ром, оса-див-шим Да-маск .

В сво-ём главном сочинении «Кни-га по-учи-тель-ных при-ме-ров…» («Ки-таб аль-ибар…») Ибн Хальдун сфор-му-ли-ро-вал уче-ние о раз-ви-тии об-ще-ст-ва. В тео-ре-тическом «Вве-де-нии» («аль-Му-кад-ди-ма») он впер-вые в ара-бо-му-сульманской фи-ло-со-фии обос-но-вал не-об-хо-ди-мость са-мо-сто-ятельной нау-ки об об-ще-ст-ве (арабский - ильм аль-ум-ран), ко-то-рая слу-жи-ла бы ме-то-до-ло-гической ос-но-вой для осоз-на-ния сущ-но-сти ис-то-рической и по-ли-тической дея-тель-но-сти, а так-же из-ло-жил за-да-чи и раз-ра-бо-тал ме-то-ди-ку и об-щие прин-ципы ис-то-рического ис-сле-до-ва-ния.

Бу-ду-чи по-сле-до-ва-те-лем и ком-мен-та-то-ром Ибн Руш-да, Ибн Хальдун при-ме-нил прин-ци-пы арабского пе-ри-па-те-тиз-ма (авер-ро-из-ма) к изу-че-нию об-щественной эво-лю-ции. Ос-но-вой жиз-не-дея-тель-но-сти об-ще-ст-ва Ибн Хальдун счи-тал со-вме-ст-ный труд его чле-нов для обес-пе-че-ния средств к су-ще-ст-во-ва-нию. Главной фор-мой тру-до-вой взаи-мо-свя-зи лю-дей, по Ибн Хальдуну, яв-ля-ет-ся то-ва-ро-об-мен, в ос-но-ве ко-то-ро-го ле-жит ра-вен-ст-во стои-мо-сти об-ме-ни-вае-мых про-дук-тов. Уро-вень раз-ви-тия куль-ту-ры и ха-рак-тер прав-ле-ния Ибн Хальдун свя-зы-вал с раз-де-ле-ни-ем тру-да в го-су-дар-ст-ве и хо-зяйственной дея-тель-но-стью под-дан-ных. В объ-яс-не-нии со-ци-аль-но-ис-то-рических про-цес-сов Ибн Хальдун уде-лял осо-бое вни-ма-ние при-род-но-гео-гра-фическим ус-ло-ви-ям раз-ви-тия че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва. В по-сле-дую-щих час-тях сво-его тру-да он из-ло-жил со-бы-тий-ную ис-то-рию на-ро-дов му-сульманского Вос-то-ка (наи-бо-лее де-таль-но Маг-ри-ба), что сде-ла-ло его со-чи-не-ние цен-ным ис-то-рическим ис-точ-ни-ком. Не ме-нее зна-чи-тель-на в ка-че-ст-ве ис-точ-ни-ка его ав-то-био-гра-фия «Оз-на-ком-ле-ние с Ибн Халь-ду-ном…» («Ат-та-риф би Ибн Халь-дун…») - об-ра-зец средневековой арабской ме-му-ар-ной ли-те-ра-ту-ры.

Оце-ни-вая литературное и на-учное твор-че-ст-во Ибн Хальдуна, современные ис-то-ри-ки, фи-ло-со-фы и со-цио-ло-ги ви-дят в нём ге-ни-аль-но-го мыс-ли-те-ля, од-ним из пер-вых по-пы-тав-ше-го-ся соз-дать на-учную фи-ло-со-фию ис-то-рии. Его пред-по-ло-же-ния и тео-рии, сфор-му-ли-ро-ван-ные в ус-ло-ви-ях ара-бо-му-сульманского Сред-не-ве-ко-вья, пред-вос-хи-ти-ли идеи об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра, тру-до-вой при-ро-ды стои-мо-сти, со-цио-ло-гии зна-ния, ко-то-рые в XV-XVIII веках ак-тив-но раз-ра-ба-ты-ва-лись ев-ропейскими мыс-ли-те-ля-ми (Дж. Ви-ко, Т. Гобб-сом, Н. Ма-киа-вел-ли, Ш. Л. Мон-тес-кьё , А. Сми-том и др.).