Домой / Лейкоциты / Презентация на тему: "Малые народности Сахалинской области. На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной."

Презентация на тему: "Малые народности Сахалинской области. На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной."

НИВХИ. Нивхи - небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока: остров Сахалин и бассейн Нижнего Амура. Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает “человек”.

По территориальному признаку нивхи делятся на две группы - островную (сахалинскую) и материковую. На Сахалине нивхи жили на всей территории острова, теперь, главным образом, занимают северную его часть. Материковые нивхи населяют нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива.

Хозяйство нивхов было комплексным и носило в основном промысловый характер. Видами промысла, которые определяла окружающая среда, были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Наряду с этим нивхи также занимались собирательством и животноводством. Эти занятия и составляли материальную основу их жизни.


В комплексном занятии нивхов особое место занимает промысел рыбы; первостепенное хозяйственное значение имел промысел лососевых пород. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.

Важное место в хозяйстве нивхов занимал зверобойный промысел. Практически эта отрасль имела для нивхов такое же значение, как и рыболовство. Она давала жир и мясо, корм собакам, шкуру для одежды и обуви, кожу и так далее. Продукты охотничьего, морского зверобойного промысла были существенным подспорьем в хозяйстве.

Нивхи широко пользовались дарами природы - леса и моря. Растительные продукты: ягоды, орехи, травы, водоросли и моллюски, вносили существенное разнообразие в рацион питания.

Собаководство было древней отраслью нивхов. Собак использовали как транспорт на охоте. Собак приносили и в жертву. В результате многовековой практики нивхи выработали систему биологического отбора лучшей породы, систему дрессировки и свой тип упряжки.

Жили нивхи родами. Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой. Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.

Представляет особый интерес духовная жизнь нивхов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, нивхи в процессе длительного исторического развития сумели создать свое изобразительное искусство, представляющее довольно высокую художественную ценность. Нивхи были творцами оригинального духовного мира, различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства, несомненных признаков культурного прогресса.

До середины XIX века нивхи оставались вне влияния какой-либо государственной власти. Поэтому все, что было написано выше, использовалось в прошлом. В результате колонизации нивхских земель Россией, все, что было создано многовековыми деяниями нивхов, уничтожено. Сегодня Россия стала демократическим государством, но положение нивхов, как и других малочисленных народов Севера, не становится лучше, потому что Россия хоть и стала на путь демократии, но до сих пор не хочет признавать, что коренные народы в соответствии с международными правами имеют право на самоопределение, на землю. В силу этого права они свободно могут определять свои взаимоотношения с властью, свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и духовное развитие, а также свободно выбирать формы самоуправления в соответствии с их историческими традициями.

НИВХИ, нивх (самоназвание - «человек»), гиляки (устаревшее), народ в России . Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.

Предполагают, что нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

Основные традиционные занятия - рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили неводами, сетями, крючками, ставили заездки и др. Морского зверя били острогой, дубинками и пр. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь и пр.). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца XIX века - ружей.

Подсобное занятие - собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье - моллюски, морские водоросли, раковины). Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры - для одежды, собак использовали как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело. Передвигались на лодках (дощатых или долблёнках из тополя), лыжах (голицах или подбитых мехом), нартах с собачьей упряжкой.

В бывшем СССР произошли изменения в жизни нивхов. Значительная их часть трудится в рыболовецких артелях, на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. По данным переписи 1989, 50,7% нивхов составляет городское население.

В XIX веке сохраняли пережитки первобытно-общинного строя, родовое деление.

Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. Зимой жили в полуземлянке четырёхугольного плана, углублённой в землю на 1-1,5 м, со сферической крышей. Были распространены наземные жилища столбовой конструкции с канами. Летнее жилище - постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей.

Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.

Традиционная пища - сырая и варёная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.

Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.). Вплоть до 1950-х гг. у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. По анимистическим представлениям, нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство.

В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Нивхская письменность создана в 1932. Издаются буквари на амурском и восточносахалинском диалектах, книги для чтения, словари, газета «Нивх диф» («Нивхское слово»).

На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной части, и айны на юге. Отмечалось также небольшое количество эвенков. Нивхи наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. На данный момент к коренному населению на Сахалине можно отнести в общей сложности около 3500 человек. Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Коренные народы Сахалина


Айны один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком, и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальны военные доспехи айнов, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти предметы полностью защищали тело воина.. Айны. История


Орудия рыболовства, охоты, включая орудия морского промысла: копье, острога, крючок, лук и стрелы свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям. Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. Посуда украшалась резным орнаментом и использовалась повседневно и на праздниках. К предметам обихода относится и икунись (палочка для питья), с помощью которой мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. Икунись посредник между людьми и духами. Они предназначены для жертвоприношений богам. Они украшались скульптурными композициями, отражающими повседневную жизнь, например, охоту на нерпу или кита, медвежий праздник. Айны. Быт и традиции


Религия айнов с самого начала оценивалась неоднозначно. История ее изучения изобилует разночтениями и противоречиями. В общем и целом айнов можно назвать типичными анимистами. Они одухотворяли практически все явления натурального порядка, природу в целом, персонифицировали их, наделяя каждое из вымышленных сверхъестественных существ чертами такими же, как обладали сами. Главными из «добрых божеств» айнов – это нубури камуи (бог гор), атуи камури (морские боги), цуф камуи (боги светил), цисе камуи (домашние боги) и многие другие. Богов-хранителей – сикасма камуи –вообще бесчисленное множество. К злым же духам айны причисляли ояси (производящий болезни), вен ояси (делающий человека сумасшедшим) и канна камуи (бога грома). Злым жертвоприношений не делалось; айны придумали ряд процедур, чтобы отделаться от нечистой силы. Мир созданный религиозным воображением айнов, был сложен, огромен и поэтичен. Это мир небожителей, обитателей гор, культурных героев, многочисленных хозяев ландшафта. Неотъемлемым атрибутом ритуальных действий служили так называемые «инау». Под этим названием понимаются самые разные предметы. Иногда это небольшая палочка, чаще ивовая, иногда длинный шест, увенчанный султаном кудрявых стружек. Иногда – просто плетение из стружек. Ученые рассматривают «инау» как посредников, которые помогают человеку общаться с богами. Религия айнов


Айнская традиционная одежда – распашной халат с узкими рукавами, в прошлом – из волокон луба вяза, крапивы и набедренный пояс. Под халатом носили рубашку из тонкой ткани. Одежду и обувь женщины шили из шкур морских и лесных животных. Халат из рыбьей кожи украшали аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по обшлагам рукавов и по подолу. Это, по воззрениям айнов, мешало воздействию злых духов на человека. В качестве зимней верхней одежды использовался халат из нерпичьего меха, орнаментированный меховой мозаикой и аппликацией из ткани. Для летней одежды они ткали материю из крапивы и луба вяза. Халаты, сшитые из материи, богато орнаментированы вышивкой цветными нитками. Наголовные повязки сшиты из ткани или сплетены из стружек ивы. Одежда айнов


Уникален язык айнов. Одно время считалось, что он не находится в родстве ни с каким другим языком, хотя отдельные элементы сближают его с малайско-полинезийской языковой группой. Аборигены Японских островов, южного Сахалина и Курил, айны называли себя различными племенными именами «соя-унтара», «чувка-унтара». Слово «айну» - не является самоназванием народа, оно обозначает просто «человек». Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически. После 1945 года оставшиеся айны были выселены на Хоккайдо. Многие предметы айнской и нивхской коллекции Сахалинского краеведческого музея были собраны ярким исследователем культуры коренных жителей Б.О.Пилсудским. Он был политическим ссыльным и жил на Сахалине в прошлом веке. Язык айнов


Нивхи небольшая народность, с древнейших времен населяющая низовье реки Амура, о. Сахалин и прилегающее к ним побережье Охотского моря. Гиляки (самоназв. ниб (а) х, или нивхи, т. е. человек, люди), по мнению ученых, произошло от кит. « киль », « киленг », как китайцы привыкли называть всех туземцев в низовьях Амура) - малочисленную народность в Приморье. Нивхи представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо - восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо - западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо - манчжурскими народами, айнами и японцами. На своей исконной территории нивхи расселялись небольшими группами. Селения нивхов, преимущественно небольшие по численности, были расположены в удобных в географическом отношении местах, непосредственно в близи местонахождения промыслов рыбы и морского зверя. Основными занятиями нивхов являлись рыболовство и морской промысел, охота и сбор дикорастущих ягод, орехов и др. Нивхи. История


Основные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль в жизни нивхов имел промысел проходных лососей - горбуши и кеты, которых ловили в больших количествах и из которых готовили на зиму юколу. Ловили рыбу неводами, сетями, крючковыми снастями и различными ловушками. Морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) добывали сетями из кожаных ремней, ловушками и специальным орудием - длинным плавным гарпуном. Промыслом рыбы и морского зверя занимались круглый год. Зимой рыбу добывали подо льдом ставными сетями и удочками - махалками в лунках. Вблизи селений на морского зверя охотились индивидуально, коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Охота на пушного и мясного таежного зверя была индивидуальной. В отдельных случаях, особенно при охоте на медведя в берлоге, выезжало несколько охотников. Лесных зверей добывали различными ловушками, петлями. На выдр, лисиц, копытных и медведя устанавливали самострелы. Нивхи. Быт и традиции


В каждом нивхском жилище жили представители большой патриархальной семьи, члены одного рода. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Все продукты промысла поступали в общее пользование членов хозяйства. Большую патриархальную семью составляли родители и их сыновья с семьями или по смерти отца и матери несколько братьев с семьями. Совместно с ними проживали и престарелые родичи или сироты. Наряду с такими семьями выделялись и малые семьи из взрослых детей, отделившихся от родителей. Можно предположить, что нивхское общество до начала русской колонизации было первобытнообщинным, где основной социальной организацией был отцовский род. Нивхские роды были чисто локальными, члены рода обитали в одном селении. Они имели общую территорию для промысла рыбы, охоты, сбора диких плодов растений в лесу и т. д. Кроме угодий, в родовой собственности находились большие жилища, культовые сооружения, хозяйственные строения и др. Домовая община сообща вела свое хозяйство, сообща ставила заездки, сообща занималась промыслами и равно пользовалась всеми их благами. Хозяйство было чисто натуральным Нивхи. Быт и традиции


Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба. Из рыбы готовят несколько видов юколы. Юкола – это мясо рыбы, высушенное на ветру, подкопченное над костром. Женщины ловкими движениями ножа с узким и длинным чуть изогнутым лезвием чистили и пластали рыбу на длинные пласты юколы. Затем несколько дней ее сушили на деревянных вешалах рядом с домом. Также готовили рыбную муку, разминая мясо рыбы и высушивая его на солнце. Затем ее добавляли в кипяток и получали бульон. Существуют различные блюда из свежей рыбы: « талк » – салат из измельченных хвостиков, щечек, жабр; « кынде » – мороженая рыба в виде мелко нарезанных пластиков; из бульона, полученного при варке рыбы, готовят « путь » – суп, смешанный с мелко нарезанной морской капустой, застывшей до полужидкого желеобразного состояния. Важным источником питания было мясо дикого оленя, птиц, нерпы. Добавку в рационе составляли корни растений, дикий лук (черемша), орехи, цветки багульника и многих других растений, которые заготавливали летом. Не менее важную роль играло в питании и мясо морских животных, которое в последние десятилетия стало деликатесом. Лакомыми блюдами считали строганину и мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Они и сегодня остаются любимой едой. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод. Нивхи. Культура


По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты. Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их " хозяевами "- духами, нивхи устраивали жертвоприношения - " кормления ". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных. Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву. Религия нивхов


В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курильских островов лежали анимистические, тотемические и магические представления об окружающей природе: животных, растениях, водной стихии и т. д. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника - " кормления воды " и медвежий, связанный с убоем выращенного в клетке медведя. В честь медведя устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 2 3 года. Деревянные ложки для кормления медведя украшены резьбой, в которой просматриваются простейшие пиктографические знаки. Для убиения медведя на ритуальной площадке использовались специальные стрелы с колчаном. Религия нивхов


Медведь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком, или духом. Поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Амулеты обладали огромной магической силой. В коллекции представлены семейные амулеты, промысловые амулеты, помогающие на охоте и морском промысле, лечебные амулеты для излечивания различных заболеваний. Амулеты изготавливались шаманами, которые занимались врачеванием, или же самими семьями, пораженными болезнью. В музее вы увидите атрибуты шамана: бубен для камлания, пояс с массивными металлическими подвесками, головной убор из стружек инау, или священной палочки, маска из медвежьей шкуры. Эти предметы помогали шаману извлекать злого духа болезни из тела, совершать путешествия в нижний и верхний миры, помогать сородичам в трудной жизни. Обряды нивхов


Нивхская одежда отличалась от айнской. У халата обычно была широкая запашная левая пола. В коллекции имеется зимний мужской халат, изготовленный в начале 20- го века из бархата и меха собаки. Слева помещен оригинальный элемент промысловой одежды мужчин юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения. Зимняя шапка с ушками из меха рыси своеобразный показатель состоятельности и богатства ее владелицы. Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча, отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи. из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки. Одежда нивхов


Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. В наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных. Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные халаты богато украшаются полосами из яркой материй и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные украшения Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность. Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме наголенников, у женщин сохранились нарукавники. Одежда нивхов


В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников. Достойное место в скульптурном искусстве занимают деревянные изображения птиц, фигурки " хозяев " воды, огня и других охранителей. Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение. Среди мотивов в орнаменте часто встречаются листья деревьев, стилизованное изображение птиц, парные спирали и листовидные узоры с симметрично расположенными завитками. В настоящее время предпринимаются большие усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся народные праздники, созданы фольклорные ансамбли в которых участвует молодежь. У нивхов появилась профессиональная литература, наиболее известным представителем которой является В. Санги. Широкой известностью в стране пользуется нивхский этнограф Ч. Таксами. Культура и фольклор нивхов


Национально - культурные объединения народов Севера: ансамбли « Аяврив Буга » (с. Виахту), « Морошечка », « Арии ла миф » (п. Ноглики), « Мэнгумэ Илга » (г. Поронайск), « Пила к ` ен » (с. Некрасовка); этнокультурные центры « Люди Ых мифа » (г. Южно - Сахалинск), « Кех » (с. Чир - Унвд), « Кыхкых » (с. Некрасовка). Сохранение культуры северных народов


Если правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках прочтете второе слово из названия кроссворда 1.Загадочный народ, проживавший на юге Сахалина. 2.Зимний транспорт северных народов. 3.Малая народность Сахалина. 4.Предмет поклонения коренных народов Сахалина, изображенного в виде животного. 5.Этому животному посвящен старинный нивхский праздник. 6.Предмет женской одежды. 7.Транспортное животное нивхов. 8.Охотничье орудие коренных народов Сахалина. 9.Блюдо нивхской кухни – салат из частей свежей рыбы. 10.Малая народность Сахалина, также называемая « гиляки ». Кроссворд «Коренные … Сахалина»


Ответы: 1.Айны. 2.Нарты. 3.Ороки. 4.Тотем. 5.Медведь. 6.Наголенники. 7.Олень. 8.Острога. 9.Талк. 10.Нивхи. В выделенных клетках – «народности» Проверьте себя «Коренные … Сахалина» ЫАЙ Н Н А А Р Р О О Д Д Н Н О О С С Т Т И И ООКИ ТТЕМ МЕВЕДЬ ЛЕНЬ ОТРОГА НВХИ НРТЫ АГОЛЕННИКИ АЛК

). Являются автохтонным , коренным населением Приамурья , острова Сахалин и соседних небольших островов, заселившими данную территорию в период позднего плейстоцена .

Численность и расселение

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин . Языки: нивхский и русский . Численность - 4652 человека () .

Численность нивхов в России:

ImageSize = width:400 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:6000 ScaleMajor = unit:year increment:1000 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1926 color:gray1 width:1 from:0 till:4076 width:15 text:4076 textcolor:red fontsize:8px bar:1939 color:gray1 width:1 from:0 till:3857 width:15 text:3857 textcolor:red fontsize:8px bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:3690 width:15 text:3690 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:4356 width:15 text:4356 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:4366 width:15 text:4366 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:4631 width:15 text:4631 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:5162 width:15 text:5162 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:4466 width:15 text:4466 textcolor:red fontsize:8px

Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году :

Хабаровский край

Орехово-Зуево 2 140000 0,2 %

Сахалинская область

История

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории - китайские хроники начала 600 годов н. э. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их гиляками. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849-1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего город Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1858 года и Пекинского договора 1860 года

Происхождение и языковая принадлежность

Нивхов отождествляют с археологической охотской культурой , занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов. Носители данной культуры, мисихасэ , были изгнаны из Японии в VII веке н. э.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы .

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи , коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу .

Традиционное хозяйство

Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже - варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.

Духовная культура

Религия

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали обряд воздушного погребения .

В мировой культуре

Жизнь нивхов, быт, язык являются ключевой темой повести Геннадия Гора «Юноша с далёкой реки» (Лениздат, 1955).

Также жизнь нивхов описывает повесть Чингиза Айтматова и одноимённый фильм «Пегий пёс, бегущий краем моря» .

Напишите отзыв о статье "Нивхи"

Примечания

Литература

  • История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Ред. В. А. Тураев, В. Л. Ларин , С. В. Березницкий. - СПб.: Наука, 2008. - ISBN 978-5-02-025238-7 .
  • Крейнович Е. А. Нивхгу. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. - ISBN 5-88453-025-0 .
  • Нивхи Сахалина: современное социально-экономическое развитие / Отв. ред. В. И. Бойко. - Новосибирск: Наука, 1988. - ISBN 5-02-028980-9 .
  • Таксами Ч. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. - Л.: Наука, 1975.
  • Нивхи // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // Народы России: живописный альбом. Выпуск VII и VIII. - СПб: типография товарищества «Общественная Польза», 1880. - С. 544-555.
  • Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нивхи

– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.

- (самоназвание нивхгу, гиляки) народ общей численностью 4,673 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Российской Федерации (4,631 тыс. чел.). Язык нивхский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные … Современная энциклопедия

НИВХИ - (самоназвание нивх устар. выражение гиляки), народ в Российской Федерации, коренное население низовья р. Амур (Хабаровский кр.) и о. Сахалин. 4,6 тыс. человек (1992). Язык нивхский. Верующие православные, есть традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

НИВХИ - НИВХИ, нескл. и нивухи, нивхов, ед. нивух, нивуха, муж. Палеоазиатская народность, живущая в низовьях Амура и на о. Сахалине (прежнее название гиляки). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НИВХИ - НИВХИ, ов, ед. нивх, а, муж. Народ, живущий по нижнему течению реки Амура и на острове Сахалин [прежнее название гиляки]. | прил. нивхский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НИВХИ - (самоназвание нивх, устаревшее гиляки), народ в Российской Федерации (4,6 тыс. человек). Коренное население низовий р. Амур (Хабаровский край) и о. Сахалин. Язык нивхский, относящийся к палеоазиатским языкам. Верующие православные, есть… … Русская история

Нивхи - (самоназвание нивхгу, гиляки) народ общей численностью 4,673 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Российской Федерации (4,631 тыс. чел.). Язык нивхский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

нивхи - ов; мн. Народ, коренное население бассейна реки Амур и острова Сахалин; лица, представители этого народа. ◁ Нивх, а; м. Нивхка, и; мн. род. хок, дат. хкам; ж. Нивхский, ая, ое. Н. язык (язык палеоазиатской группы). По нивхски, нареч. * * * нивхи… … Энциклопедический словарь

нивхи - НИВХИ, ов, мн (ед нивх, а, м). Народ, живущий в низовьях р. Амура (в Хабаровском крае России) и на севере о. Сахалин (прежнее название гиляки); люди, принадлежащие к этому народу; яз. нивхский, палеоазиатской группы, один из генетически… … Толковый словарь русских существительных

Нивхи - (в дореволюционной литературе гиляки) народ, живущий в бассейне нижнего течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Численность 4,4 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на нивхском языке (См. Нивхский язык). Вероятно, Н.… … Большая советская энциклопедия

НИВХИ - (прежнее назв. гиляки) народность, живущая в басс. ниж. течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Числ. 3,7 тыс. чел. (1959). Нивхский язык занимает изолированное положение в группе палеоазиатских языков. О происхождении Н.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Амурские сказки , Дмитрий Нагишкин. По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Востока. И веками их старики рассказывают подрастающим в стойбищах детям сказки. О… Купить за 1161 руб
  • Амурские сказки. Открытки. Выпуск 1 , . Комплект из 15 открыток. По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Во­стока. И веками их старики рассказывают подрастающим в…