Домой / Эритроциты / Требования техники безопасности при перевозке опасных грузов автотранспортом. Инструкция по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом Инструктаж по перевозке опасных грузов

Требования техники безопасности при перевозке опасных грузов автотранспортом. Инструкция по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом Инструктаж по перевозке опасных грузов

Инструкция по охране труда для водителя при перевозке опасных грузов

Техника безопасности

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов, населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования

1.2. К опасным грузам относятся:

  • взрывчатые материалы;
  • сжатые газы;
  • ЛВЖ И ГЖ;
  • ядовитые вещества"
  • радиоактивные материалы;
  • едкие коррозионные материалы.

1.3. На перевозку опасных грузов должна иметься лицензия.

1.4. При перевозке особо опасных грузов грузополучатель и отправитель должны получить разрешение от органов внутренних дел.

1.5. Разрешение выдается на на одну или несколько идентичных перевозок, на партию грузов, но не более, чем на 6 месяцев.

Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране.

1.6.За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, его инструктаж несут ответственность руководители организаций.

1.7. В обязанности ответственного входят:

  • охрана перевозимого груза;
  • инструктаж сотрудников охраны;
  • соблюдение правил безопасности при движении груза;
  • сдача грузов по прибытии.

1.8.Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, большие промышленные предприятия, природные заповедники.

1.9. Маршрут движения должен быть согласован с работниками ГИБДД.

1.10. К работе в качестве водителя для перевозки опасных грузов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

1.11. Компоновка автотранспорта для перевозки ЛВЖ И ГЖ должна отвечать следующим требованиям:

  • конструкция должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала.
  • должны иметь устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении.
  • выпускная труба двигателя автоцистерны должна быть вынесена в правую сторону вперед. К - конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем искрогасителя.
  • комплектуют средствами пожаротушения (два порошковых огнетушителя).
  • должны быть размещены два знака "опасность", мигающий фонарь красного цвета, кошма, емкость для песка массой 25кг.
  • на боковых сторонах и сзади должна иметься надпись "огнеопасно".
  • присоединительные устройства рукавов должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах.
  • электропроводку, находящуюся в зоне цистерны прокладывают в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.
  • должны быть таблицы с краткой инструкцией по эксплуатации и техники безопасности, а также предупредительные надписи, принципиальные гидравлические и кинематические схемы.
  • с левой стороны по ходу движения должна быть табличка с предупреждающей надписью: "при наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена".
  • должны быть установлены опознавательные знаки (опасный груз) ввиде прямоугольника размером 690Х300мм, правая часть которого размером 400Х300мм окрашена в оранжевый, а левая в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15см.
  • для удобства работы обслуживающего персонала автотранспорт должен быть оборудована лестницами и площадками.
  • должен быть оборудован устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и пренадлежностей.
  • для предотвращения повышения давления в цистерне должно применяться дыхательное устройство.
  • рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и антистатическими.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также общего физического состояния, пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения.

2.2. Администрация не имеет права заставлять водителя, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности и правилам дорожного движения.

2.3. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.

2.4. Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить техническое состояние в частности:

  • исправность двигателя;
  • тормозов;
  • рулевое управление;
  • фары;
  • стоп-сигнал;
  • указатели поворотов;
  • звуковой сигнал;
  • отсутствие подтекания масла, воды, топлива;
  • устройство для отвода статического электричества;
  • состояние глушителя, который должен быть выведен вперед;
  • исправность фонаря-мигалки;
  • наличие знаков безопасности;
  • наличие не менее 2-х огнетушителей;
  • приспособления для крепления шлангов;
  • крепление болтов карданного вала.

Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.

2.5. Исправность автотранспорта перед выездом на маршрут водитель подтверждает подписью в путевом листе.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила: не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку "в обхват". При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.

3.3. Контроль за погрузо-разгрузочными работами опасных грузов возлагаются на ИТР-представителя грузополучателя.

3.4. Погрузо-разгрузочные работы должны сопасными грузами проводиться на специально-оборудованных постах.

3.5. Перемещение бочек с опасными грузами могут осуществляться только по специально устроенными трапам, настилам.

3.6. При перевозки опасных грузов колонной должны соблюдаться следующие требования:

  • дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м;
  • в горных условиях - не менее 300 м;
  • при видимости менее 300 м перевозка опасных грузов запрещена.

3.7. При перевозке особо опасных грузов стоянка автомашин в населенных пунктах запрещена.

3.8. При перпевозке особо опасных грузов колонной из 5 машин, должна быть в колонне резервная машина.

3.9. Перевозка и очистка тары производится в том же порядке, что и перевозка опасного груза.

3.10. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть механизированы.

3.11. Водитель бензовоза должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.

3.12. Скорость движения автомобиля (бензовоза) не должны превышать 50 км/ч, а на поворотах не более 10 км/ч. Водитель автомобиля заправщика должен начинать движение только после включения фонаря- мигалки.

3.13. При сливе бензина с машины заправщика проверить незагроможденность участка.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Организация грузополучателя (грузоотправителя) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему на каждую перевозкуи выделяют специальные аварийные бригады.

4.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого имуществаи инструмента и технология их использования.

4.3. При попадании в автотранспортное дорожное происшествие необходимо:

  • вызвать инспектора ГИБДД;
  • поставить в известность руководство и вызвать аварийную бригаду.

4.4. Действия аварийной бригады включают:

  • обнаружение и удаление рассыпанного, разлитого груза;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • при необходимости эвакуация водителей и сопровождающих;
  • проведение дезактивации, дезинфекции;
  • обезвреживание спецодежды.
  • оповещение грузополучателя об аврии.

5. Требования безопасности по окончании работ

5.1. Водитель автотранспорта после перевозки опасных грузов обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.

5.2. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения (при необходимости провести дезинфекцию. Добавить где необходимо смазки.

5.3. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.

5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности сообщить об этом механику.

Смотрите другие статьи раздела .

Наименование организации

Инструкция №

по охране труда для

водителя

при перевозке опасных грузов

2002год

Согласовано: Утверждаю:

Председатель профкома Руководитель организации

__________2002 _г.

____________________2002 г

Протокол №

ИНСТРУКЦИЯ №

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.

    Общие требования безопасности

1.1.Настоящая инструкция устанавливает порядок перевозки опасных грузов автомобильным танспортом по улицам городов, населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования

1.2.К опасным грузам относятся:

Взрывчатые материалы;

Сжатые газы;

ЛВЖ И ГЖ;

Ядовитые вещества»

Радиоактивные материалы;

едкие коррозионные материалы.

1.3 На перевозку опасных грузов должна иметься лицензия.

1.4.При перевозке особо опасных грузов грузополучатель и отправитель должны получить разрешение от органов внутренних дел.

1.5.Разрешение выдается на на одну или несколько идентичных перевозок, на партию грузов, но не более, чем на 6 месяцев.

Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране.

1.6.За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, его инструктаж несут ответственность руководители организаций.

1.7.В обязанности ответственного входят:

Охрана перевозимого груза;

Инструктаж сотрудников охраны;

Соблюдение правил безопасности при движении груза;

Сдача грузов по прибытии.

1.8.Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, большие промышленные предприятия, природные заповедники.

1.9. Маршрут движения должен быть согласован с работниками ГИБДД.

      К работе в качестве водителя для перевозки опасных грузов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

1.11.Компоновка автотранспорта для перевозки ЛВЖ И ГЖ должна отвечать следующим требованиям:

Конструкция должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала.

Должны иметь устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении.

Выпускная труба двигателя автоцистерны должна быть вынесена в правую сторону вперед. К --- конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем искрогасителя.

Комплектуют средствами пожаротушения (два порошковых огнетушителя).

Должны быть размещены два знака «опасность», мигающий фонарь красного цвета, кошма, емкость для песка массой 25кг.

На боковых сторонах и сзади должна иметься надпись «огнеопасно».

Присоединительные устройства рукавов должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах.

Электропроводку, находящуюся в зоне цистерны прокладывают в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.

Должны быть таблицы с краткой инструкцией по эксплуатации и техники безопасности, а также предупредительные надписи, принципиальные гидравлические и кинематические схемы.

-(с левой стороны по ходу движения) должна быть табличка с предупреждающей надписью: «при наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена».

Должны быть установлены опознавательные знаки (опасный груз) ввиде прямоугольника размером 690Х300мм, правая часть которого размером 400Х300мм окрашена в оранжевый, а левая в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15см.

Для удобства работы обслуживающего персонала автотранспорт должен быть оборудована лестницами и площадками.

    должен быть оборудован устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и пренадлежностей.

    для предотвращения повышения давления в цистерне должно применяться дыхательное устройство.

Рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и антистатическими.

    Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также общего физического состояния.

Пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения.

2.2. Администрация не имеет права заставлять водителя, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности и правилам дорожного движения.

2.3. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.

      Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить техническое состояние в частности:

    исправность двигателя;

    тормозов;

    рулевое управление;

    стоп-сигнал;

    указатели поворотов;

    звуковой сигнал;

    отсутствие подтекания масла, воды, топлива;

    устройство для отвода статического электричества;

    состояние глушителя, который должен быть выведен вперед;

    исправность фонаря-мигалки;

    наличие знаков безопасности;

    наличие не менее 2-х огнетушителей;

    приспособления для крепления шлангов;

    крепление болтов карданного вала.

Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.

    Исправность автотранспорта перед выездом на маршрут водитель подтверждает подписью в путевом листе.

    Требования безопасности во время работы

    Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку «в обхват» .При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.

3.3. Контрольза погрузо-разгрузочными работами опасных грузов возлагаются на ИТР-представителя грузополучателя.

3.4.Погрузо-разгрузочные работы должны сопасными грузами проводиться на специально-оборудованных постах.

3.5.Перемещение бочек с опасными грузами могут осуществляться только по специально устроенными трапам, настилам.

3.6.При перевозки опасных грузов колонной должны соблюдаться следующие требования:

Дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м;

В горных условиях –не менее 300 м;

При видимости менее 300 м перевозка опасных грузов запрещена.

3.7.При перевозке особо опасных грузов стоянка автомашин в населенных пунктах запрещена.

3.8.При перпевозке особо опасных грузов колонной из 5 машин, должна быть в колонне резервная машина.

3.9.Перевозка и очистка тары производится в том же порядке, что и перевозка опасного груза.

3.10. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть механизированы.

3.11.Водитель бензовоза должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.

      Скорость движения автомобиля (бензовоза) не должны превышать 50 км/ч, а на поворотах не более 10 км/ч. Водитель автомобиля заправщика должен начинать движение только после включения фонаря- мигалки.

      При сливе бензина с машины заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    1. Организация грузополучателя (грузоотправителя) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему на каждую перевозкуи выделяют специальные аварийные бригады.

      В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого имуществаи инструмента и технология их использования.

      При попадании в автотранспортное дорожное происшествие необходимо:

    Вызвать инспектора ГИБДД;

    Поставить в известность руководство и вызвать аварийную бригаду.

      Действия аварийной бригады включают:

Обнаружение и удаление рассыпанного, разлитого груза;

Оказание 1-й медицинской помощи;

При необходимости эвакуация водителей и сопровождающих;

Проведение дезактивации, дезинфекции;

обезвреживание спецодежды.

Оповещение грузополучателя об аврии.

    Требования безопасности по окончании работ

    Водитель автотранспорта после перевозки опасных грузов обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.

    Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения (при необходимости провести дезинфекцию. Добавить где необходимо смазки.

    Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.

    Если в машине имеются какие-то неисправности сообщить об этом механику.

Инструкцию составил:

руководитель подразделения

Согласовано:

Инженер по охране труда

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для водителя, перевозящего бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости и вещества

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией по охране труда для водителя, перевозящего бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости и вещества» ТОИ Р-15-031-97.

1. Общие требования безопасности

1.1. К управлению и обслуживанию грузового автомобиля, предназначенного для перевозки сжиженных газов в бидонах, легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин), допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • обученные по программе обучения водителя автомобиля и имеющие соответствующее водительское удостоверение;
  • имеющие стаж водителя не менее 3-х лет;
  • прошедшие обучение по охране труда, а также ознакомившиеся с инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
  • прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к выполнению данной работы;
  • прошедшие стажировку;
  • прошедшие проверку знаний безопасных методов работы;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, допущенные к самостоятельной работе.

1.2. Водитель транспортного средства обязан соблюдать инструкцию о порядке перевозки опасных грузов и правила по перевозке отдельных видов опасных грузов.

1.3. В случае, когда водитель вынужден управлять автомобилем более 12 часов, в рейс направляются 2 водителя.

1.4. Водитель, осуществляющий перевозку сжиженных газов и других легковоспламеняющихся жидкостей, кроме документов, перечисленных в «Правилах дорожного движения», обязан при себе иметь документы, оговоренные в инструкции по перевозке опасных грузов.

1.5. Все водители оформляются на работу и закрепляются за определенным автомобилем приказом по предприятию.

1.6. После оформления на работу водитель обязан принять автомобиль по акту и выполнять только ту работу, для которой машина предназначена и которая разрешена. Без разрешения и дополнительного инструктажа по охране труда производить работу, не входящую в обязанности водителя, не разрешается.

1.7. Техническое состояние автомобиля на перевозке сжиженного газа и других легковоспламеняющихся жидкостей должно отвечать требованиям «Правил дорожного движения», технической эксплуатации автомобильных дорог, инструкции завода-изготовителя и инструкции о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

1.8. Автоцистерны автомобиля должны иметь устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении.

1.9. Каждый автомобиль, предназначенный для перевозки сжиженных газов, легковоспламеняющихся жидкостей, должен быть укомплектован:

  • набором инструмента для мелкого ремонта транспортного средства;
  • двумя огнетушителями;
  • знаком аварийной остановки;
  • аптечкой;
  • средствами нейтрализации перевозимых веществ.

1.10. На территории гаража и РММ необходимо соблюдать следующие правила:

    быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта.

Не разрешается:

  • прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать двери электрошкафов;
  • включать и останавливать машины, станки, механизмы, работа на которых не поручена руководителем предприятия;
  • работать при ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправном оборудовании.

1.11. Инструмент и приспособления использовать только по назначению.

1.12. Заметив нарушения правил другим водителем, создающие опасность для окружающих, необходимо предупредить нарушителя и принять меры к обеспечению безопасности.

1.13. Водитель должен работать в спецодежде, которую ему выдает предприятие. Полагается:

1.14. При выезде на линию водитель должен иметь при себе:

  • удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • путевой или маршрутный лист.

1.15. В случаях, не предусмотренных инструкцией, за конкретным решением обратиться к непосредственным руководителям.

1.16. За нарушение требований инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования безопасности до начала работы

2.1. Перед выездом из гаража, с места погрузки или приемки автомобиля от сменщика водитель обязан проверить исправность транспортного средства, а также следить за его техническим состоянием в пути.

2.2. Перед выездом проверке подлежат тормоза, рулевое управление, колеса и шины, двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы, кабина и дополнительное оборудование.

2.3. Не разрешается эксплуатация автомобилей при одной из следующих неисправностей:

  • рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колес, то есть при торможении происходит заклинивание колес или автомобиль уводит в сторону;
  • нарушена герметичность системы пневматических тормозов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более 0,1 МПа (0,98 кг/см²/ч). Нарушение герметичности гидравлической системы тормозов определяется обнаружением подтеков жидкости;
  • не работает манометр системы пневматических тормозов;
  • компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов;
  • отсутствуют страховочный башмак, медицинская аптечка, огнетушители, знак аварийной остановки;
  • до выезда из гаража или с места погрузки все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя или ремонтных рабочих с соблюдением требований безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

2.4. Перед выездом на линию из гаража необходимо получить подтверждение механика о технической исправности автомобиля, о чем делается запись в путевом листе. Без этого автомобиль не разрешается выпускать в рейс.

2.5. Заправку автомобиля топливом следует осуществлять при неработающем двигателе. При перевозке сжиженных газов и других легковоспламеняющихся жидкостей автомобиль обеспечивается топливом на весь путь следования без дозаправки на автозаправочных станциях общего пользования.

2.6. Перед пуском двигателя необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

2.7. При запуске двигателя рукояткой необходимо выполнять следующие условия:

  • накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отделяя большой палец от других пальцев;
  • движение пусковой рукоятки производить только снизу вверх рывками.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед началом движения водитель обязан проверить состояние перевозимых грузов, надежность крепления баллонов или емкостей и состояние замков кузова.

3.2. Запрещается перевозить в кузове автомобиля с опасными грузами посторонние предметы, которые могут вызвать повреждение грузовых мест (емкостей) или воспламенение перевозимых грузов.

3.3. Перед началом движения водитель автомобиля обязан убедиться в отсутствии на пути движения людей, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления. Начинать движение нужно плавно, без рывков, на низшей передаче.

3.4. При выезде из гаража или другой территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов.

3.5. Допустимая скорость движения при перевозке опасных грузов устанавливается Госавтоинспекцией при согласовании маршрута перевозки в соответствии с правилами или техническими условиями на перевозку конкретного вида опасных грузов с учетом конкретных дорожных условий. В случае ограничения скорости на транспортном средстве устанавливается знак.

3.6. Водитель обязан принять меры по снижению скорости или к полной остановке перед любым препятствием, которое он должен предвидеть.

3.7. В зависимости от скорости движения водитель выбирает такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди средства.

3.8. Обгонять впереди идущие транспортные средства разрешается только при хорошей видимости дороги, когда полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и этот маневр не создает помех другим транспортным средствам и пешеходам.

3.9. Приближаясь к перекрестку, водитель должен снизить скорость движения автомобиля и убедиться в безопасности дальнейшего следования.

3.10. При подъезде к железнодорожному переезду водитель должен убедиться в безопасности движения и руководствоваться дорожными знаками.

3.11. Запрещается самовольно открывать шлагбаум или объезжать его, въезжать на переезд при начинающем закрываться шлагбауме, при мигающих красных сигналах светофора или включенной звуковой сигнализации.

3.12. При приближении к неохраняемому железнодорожному переезду водитель должен остановиться не ближе 10 м до первого рельса, убедиться в отсутствии движущихся поездов и только после этого продолжать движение по железнодорожному переезду. При движении по переезду не рекомендуется переключать передачи и выключать сцепление, резко сбрасывать газ (уменьшать обороты двигателя), так как эти действия могут вызвать вынужденную остановку автомобиля на переезде.

3.13. Переезжать железнодорожные пути в неустановленных местах не разрешается.

3.14. При вынужденной остановке автомобиля на дороге по причине неисправности водитель обязан выставить на расстоянии 25-30 метров сзади автомобиля знак аварийной остановки — треугольник установленных формы и цвета или фонарь, мигающий красным светом, а также принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы дороги.

3.15. При поломке автомобиля и невозможности устранения неисправности своими силами водитель должен сообщить о месте вынужденной стоянки в Госавтоинспекцию и руководству предприятия.

3.16. Буксировка неисправного автомобиля разрешается при выполнении следующих условий:

  • опасный груз должен быть перегружен на другое приспособленное для перевозки транспортное средство;
  • при буксировке на гибкой сцепке у буксируемого транспортного средства должны быть исправны тормоза и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке — рулевое управление. Транспортное средство с неисправным рулевым управлением буксируется путем его частичной погрузки;
  • длина жесткой сцепки должна быть не менее 4 м, а гибкой — в пределах от 4 до 6 м. При гибкой сцепке связующее звено через каждый метр обозначается сигнальными флажками.

3.17. Не разрешается буксировка двух или более автомобилей одновременно.

3.18. С наступлением темноты на транспортном средстве, перевозящем сжиженный газ и легковоспламеняющиеся жидкости, а также при плохой видимости в дневное время должны быть включены все внешние осветительные приборы.

3.19. Запрещается перевозка на транспортном средстве грузов, не предусмотренных документацией, а также посторонних лиц, не связанных с перевозкой сжиженных газов и других опасных грузов.

3.20. Сопровождающие транспортные средства лица, ответственные за перевозку, обязаны иметь свидетельство, удостоверяющее их право на участие в перевозках сжиженных газов по данному маршруту.

3.21. Во время погрузки баллонов и других емкостей водитель обязан следить за правильностью их расположения и крепления.

3.22. При движении с опасным грузом водитель должен наблюдать за состоянием груза и при обнаружении неисправностей остановиться и принять меры к их устранению.

3.23. На участках пути с ограниченной видимостью необходимо снижать скорость до минимальной, подавать предупредительные сигналы и двигаться с осторожностью.

3.24. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.

3.25. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его продвижения во время отсутствия водителя.

3.26. При перевозке сжиженных газов устраивать стоянки для отдыха разрешается в указанных в маршруте местах, расположенных не ближе 200 м от жилых строений и других мест скопления людей.

3.27. Водитель автомобиля обязан:

  • доставить в лечебное учреждение пострадавших при дорожно-транспортном происшествии, а также оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • немедленно остановиться по сигналу работников милиции, общественных инспекторов Госавтоинспекции и предоставлять им для проверки водительское удостоверение, путевой лист, регистрационные документы на автомобиль и документы на перевозимый груз.

3.28. Водителю автомобиля, перевозящего сжиженный газ и другие легковоспламеняющиеся жидкости, запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • при стоянке автомобиля спать и отдыхать при работающем двигателе;
  • передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;
  • использовать автомобиль в личных целях без разрешения.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • без промедления остановиться и не трогать с места автомобиль, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • в случае необходимости вызвать скорую помощь или пожарных;
  • отправить пострадавшего при ДТП на попутном или отвезти его на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак автомобиля, после чего возвратиться к месту происшествия;
  • сообщить о происшествии в милицию и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции;
  • если невозможно движение других транспортных средств, освободить или оказать помощь в освобождении проезжей части дороги, предварительно зафиксировав положение автомобиля, следов и предметов.

4.2. При заклинивании дверцы кабины необходимо воспользоваться выходом через открывающиеся окна, при невозможности сделать это выдавить или разбить стекло и покинуть кабину.

4.3. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания машинист обязан выключить двигатель.

4.4. В случае возникновения пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушители, находящиеся в кабине.

4.5. Работа машины должна быть прекращена во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде, густом тумане.

4.6. Водитель должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под машины и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах надо наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани).

При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

5.2. Очистить автомобиль от грязи, снега и льда.

5.3. Поставить автомобиль на место стоянки.

5.4. При безгаражном хранении в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

15.04.2014 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для водителя, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению транспортными средствами, на которых осуществляется перевозка опасных грузов, допускаются лица не моложе 21 года, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказания к выполнению данного вида работ, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 лет, прошедшие специальную подготовку в обучающей организации, имеющей разрешение.

Перед допуском к самостоятельной работе водитель автомобиля должен пройти стажировку в течение 14 рабочих смен под руководством опытного и дисциплинированного водителя, и на автомобиле только той марки, на котором будет работать стажируемый.

2. Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, ежегодно проходят обучение по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов не менее 20 часов.

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда, правил Госпромнадзора водитель проходит не реже одного раза в год.

4. Внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозки опасных грузов водители проходят:

при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

при перерыве в работе продолжительностью более 6 месяцев;

при допущении грубых нарушений правил охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов;

по требованию государственных органов надзора и контроля при выявлении нарушений действующих нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

5. Водитель проходит инструктажи по охране труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в 3 месяца – повторный;

при принятии новых нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке грузов или внесении изменений и дополнений к ним; замене приборов и инструментов, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда; нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям; по требованию государственного органа надзора и контроля, вышестоящих организаций, руководителя предприятия или должностного лица предприятия, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда; при перерывах в работе по профессии более трех месяцев; при поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в организациях, осуществляющих однородный вид деятельности – внеплановый;

при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Ежегодно в сентябре-октябре водитель должен пройти инструктаж по особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.

6. Водитель обязан:

проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке и предрейсовый медицинский контроль;

знать правила дорожного движения, требования безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, а также требования, изложенные в инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ. В процессе работы на водителей возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы, перевозимые грузы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны; вредные вещества с которыми водитель находится в контакте; стесненные условия работы при ремонте и регулировании узлов и систем автомобиля; возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочей зоны; эмоциональные перегрузки, монотонность труда;

знать требования взрыво- и пожаробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты:

комбинезон хлопчатобумажный 12 мес.

жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала до износа

ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве 12 мес.

фартук резиновый до износа

перчатки маслобензостойкие до износа

рукавицы комбинированные с брезентовой ладонью до износа

нарукавники хлорвиниловые .

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Водитель обязан знать порядок уведомления нанимателя о случаях травмирования, появления опасности, грозящей аварией или пожаром.

При несчастном случае на производстве водитель принимает меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения, сообщает о происшествии руководителю работ или иному должностному лицу нанимателя.

8. При обнаружении неисправностей в автомобиле, водитель должен сообщить лицу, на которое возложены обязанности по выпуску на линию и приемке с линии подвижного состава автомобильного транспорта.

9. Водитель несет ответственность за:

соблюдение правил дорожного движения;

выполнение требований инструкции по охране труда, правил пожарной безопасности, требований безопасности при перевозке опасных грузов;

своевременную доставку и сохранность груза;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия водителя, нарушающего требования правил дорожного движения и инструкции по охране труда;

исправность эксплуатируемого автотранспорта.

10. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативных документов по охране труда, водитель привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РБ.

11. За нарушение правил дорожного движения водитель привлекается к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, если действия водителя не влекут за собой уголовной ответственности.

12. Запрещается находиться на территории предприятия, на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического иди токсического опьянения. Водитель, появившийся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не допускается (отстраняется от работы) в соответствующий день.

13. Водитель обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобиля должны соответствовать требованиям стандартов, инструкций заводов-изготовителей, правил дорожного движения.

15. Перед началом работы водитель обязан:

одеть и привести в порядок спецодежду;

проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством;

талон предупреждений, копию лицензии на право перевозки опасных грузов, маршрут перевозки опасных грузов, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

удостоверение на право обслуживания объектов подконтрольных Госпромнадзору;

свидетельство о подготовке водителя; аварийную карточку системы информации об опасности;

регистрационную карточку транспортного средства; сопроводительные документы к грузу;

информационную карточку, адрес и номер телефона должностных лиц перевозчика;

ответственных за перевозку опасных грузов;

проверить техническую исправность автомобиля ;

пройти предрейсовый медицинский осмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе;

проверить наличие набора исправных инструментов, противооткатных упоров, знака аварийной остановки;

проверить наличие средств пожаротушения.

16. Маршрут перевозки согласовывается с Госавтоинспекторами, по территории обслуживания которых осуществляется перевозка.

17. Каждое транспортное средство должно быть укомплектовано:

искрогасителем;

двумя знаками «Опасность»;

комплектом инструмента не образующего искру;

двумя переносными огнетушителями, один из которых для тушения пожара на двигателе;

емкостью не менее 2 кг. Или в кабине другой – для тушения загоревшегося груза или шин;

емкостью не менее 6 кг;

не менее одного противооткатного упора, размер упора должен соответствовать типу подвижного состава;

двумя фонарями автономного питания с мигающими постоянными огнями оранжевого цвета;

специальной медицинской аптечкой ;

двумя таблицами СИО;

оранжевым жилетом, проблесковым маячком оранжевого цвета.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работ

18. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

19. Во время движения по маршруту водитель обязан осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, обращая особое внимание на отсутствие утечек нефтепродукта.

20. При управлении транспортным средством водителю запрещается:

отклоняться от маршрута движения;

резко тормозить и трогать с места транспортное средство;

производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 50 км/час;

ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;

курить в транспортном средстве во время движения (курить и разводить огонь можно только во время остановки, при этом место для курения выбирается не ближе 50 м от места стоянки);

перевозить посторонних лиц и груз, не предусмотренных документами;

буксировка транспортных средств.

21. Водителям во время работы на линии запрещается производить какие-либо ремонтные работы с сосудом транспортного средства, сливной арматурой и контрольно-измерительными приборами.

неисправна ходовая часть;

повреждена цистерна (трещины, вмятины, задиры, изменения формы);

отсутствуют огнетушители;

отсутствуют требуемые клейма и надписи;

неисправна запорная арматура ;

отсутствует талон технического паспорта на автомобиль и прицеп;

истек срок проверки заземления;

наблюдаются случаи перебоев в работе двигателя автомобиля (хлопок и т.д.).

23. Скорость движения транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, должна выбираться водителем исходя из требований Правил дорожного движения, но не более 60 км/ч.

24. Движение транспортных средств, перевозящих нефтепродукты, запрещается:

в условиях видимости в темное время суток – менее 50 м:

в неблагоприятных дорожно-климатических условиях в дневное время (туман, гроза, снегопад и др.), при которых видимость менее 300 м, или явлениях стихийного характера, угрожающих безопасности движения.

При наличии перечисленных условий транспортное средство должно быть поставлено в безопасное место с включенными габаритными и стояночными фонарями.

25. При переезде через железнодорожное полотно следует соблюдать следующие правила:

подъезжая к неохраняемому переезду остановиться, не доезжая 10 м до ближайшего рельса и осмотреть переезд, убедиться в полной безопасности проезда, только тогда продолжать движение;

при подъезде к охраняемому переезду следить за действиями сигнализации и дежурного по переезду, в случае появления красных сигнальных огней немедленно остановить автомобиль;

при переезде через железнодорожные пути не производить переключения передачи и обгон других транспортных средств;

запрещается переезжать железнодорожные пути в неустановленном месте и останавливаться на них.

26. При движении по насыпи расстояние от колес автомобиля до бровки не должна быть менее 1 м.

27. При подаче автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает, и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

При движении задним ходом водитель обязан подавать звуковой сигнал.

28. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.

29. При перевозке нефтепродуктов колонной, водители транспортных средств должны выбирать безопасную дистанцию между транспортными средствами в зависимости от скорости движения и дорожных условий:

при движении по горизонтальному участку дороги не менее 50 м;

при движении в горной местности не менее – 300 м.

30. При перевозке нефтепродуктов стоянки для отдыха разрешается устраивать в местах, указанных в маршруте перевозки. Запрещается оставлять заполненные нефтепродуктами транспортные средства возле мест с открытым огнем и источниками тока, а также в местах большого скопления людей (остановки общественного транспорта, рынки, большие магазины, зрелищные предприятия и др.).

31. Во время движения на транспортном средстве должен быть включен проблесковый маячок желтого цвета, подсоединен искрогаситель на выхлопную трубку.

Глава 4. Требования безопасности по окончании работы

32. По окончании работы водитель обязан:

поставить транспортное средство в отведенное для хранения место, убедиться в отсутствии течи нефтепродуктов из цистерны топливного бака;

в случае выявления неисправностей в автомобиле и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю работ для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

33. Транспортное средство должно быть полностью разгружено.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

34. В случае возникновения аварии или инцидента водитель в соответствии с требованиями «Системы оповещения об инцидентах и авариях с опасными грузами при перевозке их по территории Республики Беларусь автомобильными транспортными средствами и Порядка ликвидации этих инцидентов и аварий» дополнительно к вышеизложенным требованиям обязан:

оградить зону аварии или инцидента знаками «Опасность» спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 100 м;

не допускать посторонних лиц к месту аварии или инцидента;

незамедлительно сообщить любым возможным способом о случившемся в территориальные органы МВД, которые должны на основании поступившей информации принять меры по оповещению соответствующих служб для участия в ликвидации аварии или инцидента и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь ;

вызвать аварийно-спасательную бригаду;

оказать при необходимости первую (доврачебную) помощь пострадавшим;

в соответствии с указаниями аварийной карточки системы информации об опасности принять меры по первичной ликвидации последствий аварии или инцидента;

по прибытии на место аварии или инцидента представителей органов внутренних дел, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности, принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый опасный груз.

35. В случае вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы, водитель обязан:

обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения,

в ночное время или при плохой видимости при неисправности габаритных огней транспортного средства дополнительно выставить два фонаря автономного питания оранжевого цвета с мигающими или постоянными огнями (спереди и ли сзади транспортного средства на расстоянии не менее 10 м);

принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы дороги.

36. При вынужденной остановке транспортного средства из-за повреждения емкости или сливной аппаратуры, если такие повреждения представляют опасность для других участников движения, место остановки обозначить двумя знаками «Опасность». Знаки устанавливаются на трассах спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м от него.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Инструкции по охране труда для водителя при перевозке опасных грузов подготовлена на основе СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда — ТОИ Р-15-031-97, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 1 <*> и предназначена для водителя при перевозке опасных грузов (далее — водителя) при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

———————————

<*> Дополнительно — ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

  1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов, населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования.

1.2. К опасным грузам относятся:

  • взрывчатые материалы;
  • сжатые газы;
  • ЛВЖ И ГЖ;
  • ядовитые вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • едкие коррозионные материалы.

1.3. На перевозку опасных грузов должна иметься лицензия.

1.4. При перевозке особо опасных грузов грузополучатель и отправитель должны получить разрешение от органов внутренних дел.

1.5. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, на партию грузов, но не более, чем на 6 месяцев.

Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране.

1.6. За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, его инструктаж несут ответственность руководители организаций.

1.7. В обязанности ответственного входят:

  • охрана перевозимого груза;
  • инструктаж сотрудников охраны;
  • соблюдение правил безопасности при движении груза;
  • сдача грузов по прибытии.

1.8. Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, большие промышленные предприятия, природные заповедники.

1.9. Маршрут движения должен быть согласован с работниками ГИБДД.

1.10. К работе в качестве водителя для перевозки опасных грузов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

1.11. Компоновка автотранспорта для перевозки ЛВЖ И ГЖ должна отвечать следующим требованиям:

  • конструкция должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала;
  • должны иметь устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении;
  • выпускная труба двигателя автоцистерны должна быть вынесена в правую сторону вперед. К конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем искрогасителя;
  • комплектуют средствами пожаротушения (два порошковых огнетушителя);
  • должны быть размещены два знака «опасность», мигающий фонарь красного цвета, кошма, емкость для песка массой 25кг;
  • на боковых сторонах и сзади должна иметься надпись «огнеопасно»;
  • присоединительные устройства рукавов должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах;
  • электропроводку, находящуюся в зоне цистерны прокладывают в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты;
  • должны быть таблицы с краткой инструкцией по эксплуатации и техники безопасности, а также предупредительные надписи, принципиальные гидравлические и кинематические схемы;
  • с левой стороны (по ходу движения) должна быть табличка с предупреждающей надписью: «при наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена»;
  • должны быть установлены опознавательные знаки (опасный груз) ввиде прямоугольника размером 690×300 мм, правая часть которого размером 400×300 мм окрашена в оранжевый, а левая в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 см;
  • для удобства работы обслуживающего персонала автотранспорт должен быть оборудована лестницами и площадками;
  • должен быть оборудован устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей;
  • для предотвращения повышения давления в цистерне должно применяться дыхательное устройство;
  • рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и антистатическими.
  1. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также общего физического состояния, пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения.

2.2. Администрация не имеет права заставлять водителя, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям, правилам техники безопасности и правилам дорожного движения.

2.3. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.

2.4. Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить техническое состояние в частности:

  • исправность двигателя;
  • тормозов;
  • рулевое управление;
  • фары;
  • стоп-сигнал;
  • указатели поворотов;
  • звуковой сигнал;
  • отсутствие подтекания масла, воды, топлива;
  • устройство для отвода статического электричества;
  • состояние глушителя, который должен быть выведен вперед;
  • исправность фонаря-мигалки;
  • наличие знаков безопасности;
  • наличие не менее 2-х огнетушителей;
  • приспособления для крепления шлангов;
  • крепление болтов карданного вала.

Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.

2.5. Исправность автотранспорта перед выездом на маршрут водитель подтверждает подписью в путевом листе.

  1. Требования охраны труда во время работы

3.1. Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку «в обхват». При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.

3.2. Контроль за погрузочно-разгрузочными работами опасных грузов возлагаются на ИТР-представителя грузополучателя.

3.3. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны проводиться на специально оборудованных постах.

3.4. Перемещение бочек с опасными грузами могут осуществляться только по специально устроенными трапам, настилам.

3.5. При перевозки опасных грузов колонной должны соблюдаться следующие требования:

  • дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м;
  • в горных условиях – не менее 300 м;
  • при видимости менее 300 м перевозка опасных грузов запрещена.

3.6. При перевозке особо опасных грузов стоянка автомашин в населенных пунктах запрещена.

3.7. При перевозке особо опасных грузов колонной из 5 машин, должна быть в колонне резервная машина.

3.8. Перевозка и очистка тары производится в том же порядке, что и перевозка опасного груза.

3.9. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть механизированы.

3.10. Водитель бензовоза должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.

3.11. Скорость движения автомобиля (бензовоза) не должны превышать 50 км/ч, а на поворотах не более 10 км/ч. Водитель автомобиля заправщика должен начинать движение только после включения фонаря–мигалки.

3.12. При сливе бензина с машины заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие лишних предметов.

  1. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Организация грузополучателя (грузоотправителя) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему на каждую перевозку и выделяют специальные аварийные бригады.

4.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования.

4.3. При попадании в автотранспортное дорожное происшествие необходимо:

  • вызвать инспектора ГИБДД;
  • поставить в известность руководство и вызвать аварийную бригаду.

4.4. Действия аварийной бригады включают:

  • обнаружение и удаление рассыпанного, разлитого груза;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • при необходимости эвакуация водителей и сопровождающих;
  • проведение дезактивации, дезинфекции;
  • обезвреживание спецодежды.
  • оповещение грузополучателя об аварии.
  1. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Водитель автотранспорта после перевозки опасных грузов обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.

5.2. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения (при необходимости провести дезинфекцию). Добавить, где необходимо смазки.

5.3. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.

5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности сообщить об этом механику.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ

законодательных и иных нормативных правовых актов,

требования которых учтены при разработке инструкции по охране труда

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 N 157-ФЗ).
  1. Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований). Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г.
  1. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.
  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N
  1. СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ». Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.06.2003 N 141.
  1. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Приказ от 1 июня 2009 г. N 290н Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации.
  1. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июля 2007 г. N 477.
  1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 3. Раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы». Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 6 апреля 2007 г. N 243.