Домой / Свертываемость / Тридентский собор. Тридентский собор и важнейшие результаты его работы Решения тридентского собора 1545 1563

Тридентский собор. Тридентский собор и важнейшие результаты его работы Решения тридентского собора 1545 1563

Тридентский собор - вселенский собор, который с перерывами работал с 13.XII.1545 по 6.XII.1563 в Триденте (Германия). Созван по инициативе папы Павла III с целью сдерживания развития Реформации, восстановления позиций католической церкви и поднятия пошатнувшегося в глазах мировой общественности авторитета папства.

Религиозный и политический раскол в Германии, вызванный выступлением в 1517 Мартина Лютера и началом реформационного движения, германский император Карл V и немецкое дворянство предлагали загладить на всеобщем соборе, идея созыва которого ими высказывалась уже в 20-30-е г. XVI в. Карл V предлагал провести собор в Триденте, чему - и самой идее собора, и месту его проведения - противился папа Климент VII, помня о соборах в Констанце и Базилее. Его преемник папа Павел III (1534-1549) положительно отнесся к идее созыва собора и с 1535 начал его подготовку. Но в силу политических и религиозных обстоятельств время его проведения неоднократно откладывалось. Очередной срок открытия собора был назначен на 15. III.1545. Но фактическое открытие состоялось 13. XII.1545, когда в Тридент прибыли 4 архиепископа, 21 епископ и 5 генералов орденов. В начале лета 1646 количество участников увеличилось до 66 человек, 1/3 которых прибыла из Италии. Первый этап заседаний проходил 13.XII.1545 - 2.VI.1547.

Участники собора раскололись на 2 партии: непримиримая, папская, и компромиссная, императорская, группировавшаяся вокруг Карла V. Первая стояла за немедленное обсуждение догматических проблем и осуждение тех ошибочных толкований и святотатственных учений, которые так заразили страны, ставшие на путь протестантизма. Вторая, императорская, партия полагала, что собор прежде всего должен рассмотреть причины распространения еретического движения и деморализации в церкви. Она настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц, требовала ведения переговоров с еретиками-протестантами, что отвергали паписты. Карл V допускал возможность «реформировать» католицизм, смягчить некоторые его злоупотребления. На этот «компромиссный» католицизм могла бы пойти значительная часть колебавшихся протестантов, если бы Тридентский собор пошел на уступки. Но именно этих уступок больше всего боялся папа. При слабости императорской партии, которая отражала интересы сил, отвлеченных светскими делами, в частности, к военным протестантским фронтом, Павлу III удалось без труда навязать Тридентскому собору свою программу.

На первом этапе соборных заседаний обсуждались вопросы веры и реформы католической церкви. Были приняты декреты об источниках веры, о первородном грехе, а также об оправдании, который стал главным догматическим декретом собора. Обсуждались вопросы о таинствах, крещении и др.

В связи с эпидемией, которая охватила Тридент весной 1547, собор продолжил работу в Болонье, куда однако не последовало немецкое протестантское духовенство. Перенесением места работы собора папа хотел избавить собор из-под влияния императорской власти, которая стремилась вернуть собор в Тридент. Перевод в Болонью означал провал попыток к соглашению и компромиссу между сложившимися партиями. Отныне в течение короткого времени было 2 собора, враждовавшие между собой и не пользовавшиеся авторитетом.

В Болонье собор дискутировал над вопросами об Евхаристии, исповеди, причащении больных, посвящения в священники, о браке священников, о св. мше, чистилище, об индульгенциях. По существу Болонский собор бездействовал, и 13.IX.1549 папа распустил его. 10.XI.1549 Павел III умер.

Фактически Тридентский собор с 1547 по 1551 не функционировал. Он снова открылся под давлением императора в том же германском городе. Трудное положение католицизма во многих западных государствах в момент смерти Павла III заставило коллегию кардиналов потребовать при избрании нового папы, принявшего имя Юлия III (1550-1555), возобновить Тридентский собор. Это требование поддержал и Карл V, надеявшийся примирить протестантов с католиками в империи и достигнуть единства веры. Наоборот, Франция выступала против продолжения собора, желая таким образом усилить религиозный раскол в Германии и ослабить позиции Карла V. Без особой веры в успех своего дела Юлий III созвал в Триденте собор, который торжественно открылся 1.V.1551.

В конце 1551 - начале 1552 по требованию императора на собор прибыли представители немецких протестантов, которые желали аннулировать все прежние дефиниции веры, что было нереально, поскольку декреты о таинствах и по некоторым другим вопросам, принятые в Болонье, были уже опубликованы. Воспользовавшись вмешательством французского короля в их пользу, немецкие протестантские князья покинули Тридент. 28.IV.1552 политические обстоятельства вновь привели к закрытию собора. На этот раз перерыв затянулся на целых 10 лет, до 1562 г.

Тем временем вслед за Юлием III умерли его преемники Марцелий II и Павел IV. Наконец заседания собора возобновил Пий IV (1559-1565). Открытие произошло 18.I.1562 в присутствии 109 кардиналов и епископов. Был одобрен декрет о таинствах, отвергнуто предложение об отмене целибата, обсуждался вопрос о беспорядках в епархиях. Принята декларация, обязывавшая епископов создавать в своих епархиях духовные семинарии для подготовки священников. Еще в 1546 Тридентский собор издал декрет о запрещении распространения не одобренных церковью изданий св. Писания и комментариев на него. Павел IV дополнил этот декрет специальным списком запрещенных книг, а возобновивший в 1562 свою работу Тридентский собор издал новый список, впоследствии много раз переиздававшийся и дополнявшийся. Этот список получил название «Индекс» («Указатель»). На последней сессии, 3-4.XII.1563, были одобрены декреты о чистилище, индульгенциях, почитании святых, о реформе мшала и бревара, издании всеобщего катехизиса.

Декреты Тридентского собора были утверждены папой 26.I.1564. Собрание догматических решений собора, называемое тридентское исповедание веры, папа вознес до ранга правил, обязательных для всех бискупов, преложоных ордена, докторов и т.д. Тридентскому исповеданию веры должны были присягнуть все духовные лица и профессора университетов.

Решения собора, которые вводили организационные изменения в церкви, положили начало так называемой католической реформе. Принятые на соборе решения усилили власть и авторитет папы, церковную дисциплину, уточнили основы церковной цензуры. Собор отверг всякие уступки протестантам, определил католическую доктрину относительно реформационной. Уточненные католические догматы и литургия выразительно отличались от протестантской концепции. Уже после собора был введен пересмотренный в соответствии с его решениями катехизис (1566), реформированные бреварий (1568), обязательный для всего клира, мшал (1570) и официальный текст Библии, т.н. Вульгата (1592). Подчеркнуто, что единственным интерпретаторами св. Письма является духовенство.

Тридентский собор не смог привести к восстановлению единства христиан в вере, чего добивался германский император. Большую роль на нем сыграли иезуиты, которые с этого времени приобрели сильное влияние на политику Рима.

После Тридентского Собора на протяжении 300 лет, до 1869-1870, не состоялось ни одного собора католической церкви.

Постановления собора, утвержденные папой Пием IV, были приняты в Речи Посполитой, прежде всего Сигизмундом II Августом (на сейме в Парчеве 1564), а по проведении папой корректив - синодом в Петрикове (1577).

Одним из главных направлений политики папства после Тридентского собора стало подчинение Риму приверженцев восточной церкви. Провал миссии папского легата Антония Поссевино к царю Ивану Грозному, имевшей целью присоединение Москвы к церковной унии, склонили Рим к концентрации усилий на православной церкви Речи Посполитой. Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза поддержали реформы Тридентского собора и политику Рима относительно православной церкви их державы.


Литература:

1. Encyklopedia Historii Polski: Dzieje polityczne. - T. 1. - Warszawa, 1994. - S. 388.

2. Feischer -Wollpert R. Leksykon papieży. - Kraków, 1998.- S. 249-251.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он

боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил "Confessio doctrinae Saxonicae". Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая "Professio fidei Tridentina", и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание "Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini" последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: "Istoria del Concilie Tridentino" (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал "Istoria del Concilio di Trento" (Рим, 1656). См. еще Le Plat, "Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio" (Лувен, 1781-1787); (Theiner), "Die Geschäftsordnung des Concils von Trient" (Вена, 1871); Sickel, "Zur Geschichte des Concils von Trient" (Вена, 1872); Theiner, "Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini" (Загреб, 1874); Druffel, "Monumenta Tridentina" (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, "Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident" (Нердлинген, 1876); Maynier. "Etude historique sur le concile de Trente" (Пар., 1874); Philippson, "La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle" (1884); Philippson, "Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV" (Берл., 1882); Dejob, "De l"influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques" (Пар., 1884).

Н. Л -ч.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

    19 й Вселенский собор (согласно принятому в Римско католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и … Энциклопедия Кольера

    Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547 49 в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по… … Большая советская энциклопедия

    Девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в… … Католическая энциклопедия

    Тридентский Собор - ♦ (ENG Trent, Council of) (1545 1563) римско католический собор, созванный папой Павлом III для проведения церковной реформы в свете протестантской Реформации и для уточнения церковных учений. Его каноны и постановления приспособили учение… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    - … Википедия


· Тридентский Собор закрепил верховенство пап. Фактически был создан Римский католицизм, как монолитная транснациональная надгосударственная монархическая организация с единым центром управления - папой римским, суждения которого по вопросам веры и морали обладают непогрешимостью.

· Сформировал идеологическую основу в виде Библии.

· С этого момента Вульгата, т. е. латинский перевод Библии, является официальной Библией католической церкви.

· Принят Указ о символе веры (Credo - по латыни);

· Официально утвержден орден иезуитов.

· Принят указ об Индексе запрещенных книг.

· Впервые обнародованы Евангелие Христа, затем писания его апостолов.

· Впервые говориться о нашем «Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем».

· Запретил толковать Писание мирянам. Право толкования истинного смысла Святого писания имеет только святая мать Церковь. «Поступающие вопреки, будут изобличаться священнослужителями и наказываться согласно закону».

· Утвердил основные догматы католицизма.

· Заставил всех духовных лиц и профессоров католических университетов присягнуть Тридентскому исповеданию веры.

Фактически на Тридентском соборе была создана религиозно-идеоло­ги­ческая - политическая организация, с глобалистской направленностью деятельности, а не просто религиозная (вероучительная), какими были другие церкви.

Единство церкви, основанное на главенстве папы - это сильная сторона римской церкви, позволяющая решать множество задач, которые были не под силу другим церквям. Власть пап была безгранична.

Узаконенный на соборе орден иезуитов был по оглашению создан для обучения латинскому вероучению народов других стран. По умолчанию это был военно-монашеский орден, который играл громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы. Иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой. Своими связями орден опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. По сути, если пользоваться терминологией наших дней, орден иезуитов - одно из орудий ведения папством и его хозяевами «гибридной войны» за безраздельное мировое господство.

На Соборе была поставлена цель: очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов.

В деле искоренения ереси полагались на Индекс запрещенных книг и на инквизицию.

Отметим, что все монашеские ордена были созданы для окатоличивания некатолических народов любыми методами и средствами.

Формально возможности папы после Триденского собора ограничивались назначением епископов в любой католической стране, но фактически папа назначал королей и императоров. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской.

Подтверждением этого является предложение иезуита Поссевино Ивану Грозному принять католичество, как единственно правильную религию и за это его обещали назначить восточным императором.

1. Убрать еретиков, ведьм и колдунов, препятствовавших распространению католичества внутри Европы.

2. Расширить католическое влияние, т.е. совершить экспансию в другие страны, в том числе и в Россию.

Инквизиция на Западе

После Триденского собора во второй половине XV века и в XVI веке в Европе начинаются религиозные войны и борьба с ересями.

130 лет между 1559 и 1689 гг. стали для Европы периодом анархии, гражданских войн и восстаний. Официальная история называет основной причиной протестантско-католическую религиозную борьбу, но так ли это? Протестанты тоже участвовали в Триденском соборе и приняли латинский вариант священного писания.

Лютер был августинским монахом, а Кальвин был католиком и богословом. Оба занимались переводом Библии. Они могли выполнять особую миссию - возглавить тех, кто был недоволен католицизмом, но не дать этим недовольным отказаться от созданного латинянами вероучения и от борьбы с еретиками.

Принято обвинять в инквизиции только католиков. Но это не так. Протестанты тоже жгли ведьм и колдунов и еще изощренней, чем католики. Приведем отрывок из книги «Христианство и спорынья» :

«...в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. …Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры. …по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет.

Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то... сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма…..именно виднейшие деятели протестантизма (Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм».

Похоже на то, что было разделение труда: католики боролись с еретиками, а протестанты с ведьмами и колдунами.

Поставим вопросы:

· Почему инквизиция начала действовать только в средние века, несмотря на то, что христианство существовало уже почти полторы тысячи лет, как нам говорит официальная история? Неужели за такой большой срок христианство не обрело стабильности?

· Откуда взялись полчища еретиков?

Как показал уже упоминавшийся Джонсон, «полчища» еретиков появились лишь на бумаге.

С нашей точки зрения еретики были придуманы для того, чтобы скрыть факт существования в более раннее время единого вероучения на всей территории Европы и внушить всем мысль, что были лишь разрозненные и не связанные между собой секты, с которыми католицизм вынужден был бороться.

За что конкретно пытали и сжигали еретиков? Есть описание пыток и казни, есть статистика, литература по инквизиции насчитывает около 2 тыс. названий,но в чем конкретная вина еретиков понять трудно.

Известно, что еретиком считается любой, кто не принимает догматы католической церкви, но какие догматы были решающими для казни, - это не ясно.

Какой вере принадлежали, так называемые ведьмы и колдуны?

Тех, кого называли ведьмами и колдунами тоже были связаны с еретиками. Если бы они были разрознены, то с ними бы покончили быстро, а не воевали несколько веков.

Из книги «История языческой Европы» мы узнаем, что «…охота на так называемых ведьм... была преднамеренным преследованием оставшихся в Европе язычников».

Очевидно, что шла борьба не с еретиками, а со славянским населением Европы, их уничтожали и вытесняли, под видом еретиков, ведьм и колдунов.

«Теоретическая» основа инквизиции

Инквизиторы, оправдывая свою деятельность, ссылались на Ветхий Завет:

«Разве не уничтожил бог посредством потопа все человечество, пощадив только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем все население Содома и Гоморры, пролив на них «дождем серу и огонь» (Быт. 19:24); разве не истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать против Моисея во время странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых змей на тех, кто «малодушествовал» в пути (Чис. 21:4, 6); разве не убил он 50 070 жителей г. Вефсамиса только за то, что они «заглядывали в ковчег господа? По сравнению с этими массовыми побоищами библейского бога наши дела могут показаться чуть ли не детскими забавами» (История языческой Европы).

С помощью Ветхого Завета вполне можно доказать «божественное» происхождение инквизиции.

Инквизиторы считали даже самого Иисуса Христа основателем и законодателем инквизиции.

В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6). Эта фраза в особенности была приятна инквизиторам, так как оправдывала и их, и использование ими костров. Однако при этом они уклонялись от ответа на вопрос: Почему Христос в своё первое пришествие не сжигал «еретиков» ни по-одиночке, ни массово, а настаивал на том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» .

XIX Вселенский Тридентский Собор 1545-1563 гг стал одной из важнейших вех католичества. Большинство принятых догматов спустя полтысячелетия остаются актуальными. Высокое Собрание духовных лидеров католической церкви собралось в разгар Реформации, когда недовольные злоупотреблениями и роскошной жизнью церковников жители северной Европы отказывались признавать власть Папы. Тридентский Собор и важнейшие результаты его работы стали решающим «наступлением» на реформаторов, ознаменовав веху Контрреформации XVI века.

Духовные предпосылки конфликта

Католическая церковь к концу XV века сосредоточила в своих руках многие земли и накопила большие богатства. В Европе распространенной была церковная десятина - взыскание десятой части прибыли от урожая или денежных доходов. Церковь жила пышно, в то время когда значительная часть верующих была бедной. Это обстоятельство подрывало основы веры, авторитет церкви. Кроме того, широко развернули торговлю индульгенциями - специальными грамотами «во оставление грехов». За определенную сумму индульгенции человека, не взирая на тяжесть проступков, освобождали от любого греха. Такая продажа вызвала недовольство верующих. Центром Реформации выступила Германия, которая тогда была раздроблена и напоминала «лоскутное одеяло». На таком неблагоприятном фоне и решено было созвать Тридентский Собор.

Значительный ущерб по авторитету нанес гуманизм. Его лидером был В памфлете «Похвала глупости» гуманист резко осуждал недостатки и невежество церковников. Еще одним деятелем немецкого гуманизма был Ульрих фон Гуттен, который считал папский Рим противником Нужно добавить, что раздражение у верующих вызвало и то, что языком богослужения был латинский, который рядовые прихожане не понимали.

Реформация

Реформация стала глобальным вызовом основам католической церкви. Большей частью именно против Реформации были направлены решения Тридентского Собора. Первоначальной задумкой было провести совместное заседание Совета под председательством папы римского и лидеров Реформации. Однако диалога, скорее, схоластического спора не получилось.

31 октября 1517 Мартин Лютер прибил в Виттенберге к дверям своей церкви «95 тезисов», резко осудив торговлю индульгенциями. За короткое время десятки тысяч людей стали сторонниками идей Лютера. В 1520 Папа издал буллу об отлучении монаха от церкви. Лютер ее сжег публично, что означало окончательный разрыв с Римом. Мартин Лютер не возражал против церкви, он хотел, чтобы она стала проще. Постулаты реформаторов были понятными всем:

  • Священники могли жениться, носить обычную одежду, должны подчиняться общим для всех законам.
  • отказалась от икон и скульптурных изображений Христа и Богоматери.
  • Библия - единственный источник веры христиан.

Зарождение протестантизма

Император решил вмешаться в дело. В 1521 Лютер прибыл на рейхстаг в город Вормс. Там ему предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался. Возмутившись, император покинул заседание. По дороге домой на Лютера напали, но Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый спас его, спрятав в своем замке. Отсутствие Мартина Лютера не остановило Реформацию.

В 1529 император Карл V от отступников потребовал соблюдать исключительно католическое вероисповедание на территории (по сути - Германии). Но 5 княжеств при поддержке 14 городов выразили свой ​​протест. С этого момента сторонников Реформации католики стали называть протестантами.

Наступление на Реформацию

За всю свою долгую историю католическая церковь не знала такого глубокого потрясения, которым стала для нее Реформация. При поддержке правителей католических стран папский Рим начал активную борьбу с «протестантской ересью». Система мер, направленных на прекращение и искоренение реформационных идей и движений, получила название Контрреформация. Спусковым крючком этих событий стал Тридентский Собор 1545 года.

Начало наступления на Реформацию ознаменовалось возрождением средневековой инквизиции, в очагах которой погибли сотни «протестантских еретиков». Инквизиторы взяли под свой контроль книгоиздания. Без их разрешения нельзя было напечатать ни одного произведения, а «вредная» литература вносилась в специальный «индекс запрещенных книг» и подлежала сожжению.

Католическая реформа

Реформация расколола католический мир пополам, но в середине XVI века европейцы надеялись, что ситуацию еще можно исправить. Необходимо лишь, чтобы в поисках примирения обе стороны сделали шаг навстречу друг другу. Так думали не только обычные верующие, но и часть кардиналов и епископов. Из их среды все настойчивее звучали голоса тех, кто призывал святой престол к проведению реформы церкви.

Римские папы долго колебались, прежде чем согласиться на превращение. Наконец, в 1545 папа Павел III созвал Вселенский собор. Место проведения Тридентского Собора соотносится с городом Тренто (Италия). Он проходил с перерывами до 1563 года, то есть целых 18 лет.

Победа реформаторов католической церкви

С самого начала участники собора раскололись на две группы - сторонников католической реформы и ее противников. В ожесточенных дискуссиях победили последние. Под их давлением были приняты основные решения Тридентского Собора, закрепившие положение католической веры на века.

Папству пришлось отменить продажу индульгенций, а для обеспечения будущего католической церкви создать сеть духовных семинарий. В их стенах должны готовить нового типа, которые своим образованием не уступали протестантским проповедникам.

Тридентский Собор: его значения и последствия

Собор стал ответом католицизма на протестантизм. Он был созван папой Павлом III в 1542 году, однако по причине франко-германской войны первое заседание состоялось лишь в 1945 году. Собор был проведен тремя папами. Всего было 25 заседаний, но только на 13-ти сессиях принимались судьбоносные решения, которые касались веры, обычаев или дисциплинарных правил.

Тридентский Собор принадлежит к самым значимым в истории Католической Церкви. Принятые на заседаниях догматы касаются множества принципиальных вопросов. Например, были определены источники веры, утвержден канон книг Святого Писания. На Соборе обсуждались отдельные догмы, которые отвергли протестанты. На основании обсуждений было пересмотрено отношение к индульгенциям.

Рассматривались вопросы таинства крещения и миропомазания, Еврахистии и покаяния, причастия, о жертве св. Литургии, супружестве. Этот догматический ряд был завершен решением о чистилище, о почитании святых и тд.

Папа Пий IX утвердил соборные декреты 1564 года. После его смерти Папа св. Пий V издал подтвержденный Собором катехизис, обновленный требник и обновленный служебник.

Тридентский Собор: основные решения

  • Незыблемость мессы и исповеди.
  • Сохранение семи таинств, поклонение святым иконам.
  • Подтверждение посреднической роли церкви и верховной власти Папы внутри нее.

Тридентский Собор заложил основу для обновления католицизма и укрепления церковной дисциплины. Он показал, что разрыв с протестантизмом стал окончательным.

Учение Тридентского Собора о Евхаристии

Тридентский Собор (1545-1563) занимался вопросом Евхаристии на протяжении всего времени своего проведения. Им были приняты три важных декрета

  • «Декрет о Святой Евхаристии» (1551).
  • «Декрет о причащении двух видов и причастии маленьких детей» (16.VII.1562).
  • «Декрет о Пресвятой Жертве Святой Мессы» (17. Х.1562).

Тридентский Собор защищает, прежде всего, реальное присутствие Христа в Евхаристии и способ, которым это присутствие появляется под образами вина и хлеба во время освящения - «transubstantiatio». Конечно, это было общее выяснение способа, потому что вокруг подробного объяснения, как именно происходит это «transubstantiatio», среди богословов шли споры.

Ранее предполагалось, что Христос присутствует в Евхаристии после Литургии, если остаются освященные Тело и Кровь. Тридентский подтвердил. Также было подтверждено существенное тождество между жертвой Святой Службы и жертвой Христа на кресте.

После Тридентского Собора богословы снова сконцентрировались на узком видении Евхаристии: на присутствии Христа и на жертвенном характере Мессы. Такой подход убеждал протестантов в своей правоте. Особенно много говорилось о жертве обедни, и хотя никогда не отрицалось, что это единственная жертва Иисуса Христа, чрезмерное акцентирование жертвенности Службы самой в себе могло произвести впечатление, что эта жертва оторвана от той - исторической. Кроме того, чрезмерное подчеркивание, что священник во время службы Евхаристии является «вторым Христом», значительно уменьшило роль лояльного народа во время литургии.

Вывод

Утвержденные Тридентским собором догматы большей частью без изменений дошли до наших дней. Католическая церковь живет по законам, принятым 500 лет назад. Именно поэтому Тридентский Собор многие считают самым важным с момента разделения единой церкви на католическую и протестантскую.

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догматических вопросов в строго ортодоксальном и традиционном духе, отвергал малейший компромисс в вопросах доктрины. Т. с. закончился победой папской партии. Его постановления закрепили все традиционные догматы католического вероучения. Т. с. усилил организационно католическую церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (расширив право надзора за духовенством), укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Т. с. было усиление гонений на протестантов, введение строгой церковной цензуры, расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католическая церковь обязала духовных лиц и профессоров католических университетов присягать обнародованному в 1564 «Тридентскому исповеданию веры», закреплявшему средневековые догматы католицизма. Постановления Т. с., формально обязательные для всех католиков, были официально приняты в Савойе, Португалии, Венеции, Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церковного суда). Во Франции они не были приняты официально, но французское духовенство в 1615 объявило о своём подчинении им. Решения Т. с. надолго определили деятельность католической церкви эпохи Контрреформации.

Лит.: Richard P., Concile de Trente, v. 1-2, P., 1930-31; J edin Н., Storia del concilio di Trento, Brescia, 1949.

А. Х. Горфункель.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    - (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия