Домой / Анализы / Управление. Делийский султанат

Управление. Делийский султанат

Мусульманское государство. Мусульманское государство представляло собой теократию; теоретически все политические институты были основаны на исламе и санкционировались им. На практике, однако, эта теория должна была претерпеть много изменений, особенно в такой стране, как Индия, где не-мусульмане составляли подавляющее большинство населения и где политические условия сильно отличались от тех, из которых исходили мусульманские законоведы.

Согласно ортодоксальной мусульманской теории, правитель должен был избираться правоверными. Эта теория оказалась несостоятельной даже на родине ислама, и Маварди – знаменитый законовед – был вынужден сделать вывод, что суверен может назначать своего преемника. В отношении Делийского султаната трудно проследить источник суверенитета. Там не было общепризнанного порядка престолонаследия, равно как не было и признанной процедуры для решения споров. Вообще говоря, для удобства правителя выбирали только из членов семьи умершего султана. Что касается первородства и способностей избранника, а также воли покойного султана, то со всем этим иногда считались, но решающий голос, повидимому, принадлежал знати, которая обычно думала скорее о собственных удобствах, чем об интересах государства.

Тюркские правители Индии и халифат . К XIII веку представление, согласно которому весь мусульманский мир объединен под религиозной и политической властью халифа, перестало соответствовать действительному положению. Но это была удобная в политическом отношении фикция; значительное большинство правоверных начало читать хутбу1 с упоминанием имени мусульманских правителей, занимавших независимое положение. При Абассидах «мусульманский мир... раскололся на много частей, которые не всегда были зависимы от халифата; каждая из них имела свою историю». В 1258 году великий монгольский вождь Хулагу занял Багдад и убил халифа. Халифат прекратил свое существование. «Однако тень его сохранилась в Египте – род халифов, формально располагавших властью, но в действительности лишенных ее, – призрачное отражение былого». Дядя последнего багдадского халифа нашел убежище в Египте и был признан мамлукскими султанами долины Нила духовным властителем мусульман. Эта династия египетских халифов просуществовала вплоть до XVI века, когда последний из них отрекся от своих номинальных прав в пользу Сулеймана II, оттоманского султана Константинополя.

1 Хутбо – проповедь, которая читается по пятницам во время зухры (полуденной молитвы). «Согласно лучшим авторитетам, имя правящего халифа должно было упоминаться в хутбе; тот факт, что в независимых магометанских государствах оно не упоминается, а заменено именем султана или эмира, имеет свое значение».

Традиция, особенно если она связана с религией, легко не отмирает. Халифы потеряли политическую власть после падения Багдада, но они не утратили своего политического престижа. Ни один правоверный никогда не мог забыть, что он обязан подчиняться именно преемнику Пророка. «Преемник Пророка был источником всякой политической власти; правители и вожди племен подчинялись ему, и только его санкция могла явиться законной основой их власти». Это следует иметь в виду при анализе отношений между делийскими султанами и халифами Багдада и Египта.

Когда султан Махмуд Газневи положил конец династии Саманидов и объявил о своей независимости, его власть была признана аббасидским халифом Багдада. Неясно, хотел ли сам Махмуд освятить и усилить свою власть, получив формальное признание преемника Пророка, или же клонящаяся к упадку династия Абассидов сочла благоразумным использовать ситуацию, с тем чтобы напомнить миру, что престиж халифа не является призраком прошлого. Мухаммед Гури ставил имя халифа на своих ранних монетах, выпущенных в Дели. Илтутмиш был первым султаном Дели, получившим формальное признание от халифа. В 1229 году посланцы халифа ал-Мустансира прибыли в Дели и признали Илтутмиша делийским султаном. Имя последнего багдадского халифа, ал-Мустасима, стояло на делийских монетах в течение почти четырех десятилетий после его смерти (1258 г.). Льстивый придворный поэт Амир Хусроу называет Ала-уд-дина и Кутб-уд-дин Мубарака Хилджи халифами, однако мы не имеем нумизматических и эпиграфических данных о присвоении этого титула Ала-уд-дином, хотя сын его открыто объявил себя «великим имамом, халифом». В конце своего правления Мухаммед Туглак, когда его власти угрожали восстания и всеобщее недовольство в империи, снова прибегнул к испытанному методу укрепления власти правителя, получив признание халифа. В 1343 году в Дели прибыл посланец египетского халифа ал-Хакима II. Барани следующим образом описывает позицию султана: «Он приказал впредь не ставить свое имя и титул на монетах и заменить их именем халифа; его лесть по отношению к халифу была столь грубой, что о ней не стоит даже писать». Фируз Туглак пишет в своей автобиографии: «Величайшая и высшая честь, полученная мной божьей милостью, – это то, что благодаря моей покорности и благочестию, послушанию и уважению к халифу – представителю святого пророка – укрепилась моя власть, ибо только его утверждение обеспечивает власть правителя; положение правителя не будет прочным до тех пор, пока он не подчинится халифу и не получит признания святого престола». Ни один преемник Фируза не придавал такого большого значения «получению признания святого престола» и ни один посланец из Египта не появлялся в Дели после смерти этого набожного монарха.

Индусы в мусульманском государстве. Немусульманские подданные мусульманского государства называются зимми (людьми, находящимися под защитой). При завоевании немусульманской страны мусульмане предлагали завоеванному народу на выбор три возможности: обращение в ислам, уплату джизии и смерть. Естественно, те, кому дорога была собственная вера, входили в соглашение с победителями, уплачивая джизию. Мусульманский законовед говорит: «Тот, кто платит джизию и подчиняется мусульманскому государству, называется зимми». От уплаты джизии были освобождены монахи, отшельники, нищие и рабы. Уплата джизии связана с унижением. Фируз Туглак заставил платить джизию брахманов, которые на протяжении столетий были освобождены от ее уплаты.

Некоторые ученые мусульманские богословы стремились низвести индусов до положения дровосеков и водоносов. Точка зрения казни Мугис-уд-дина была приведена выше. Один мусульманский законовед из Египта писал Ала-уд-дину во время своего пребывания в Индии: «Я слышал, что вы довели ндусов до такого состояния, что их жены и дети просят хлеба у дверей мусульман. Поступая так, вы сослужили большую службу религии. Все ваши грехи будут прощены за одну лишь эту заслугу...»

Было бы ошибкой думать, что эти крайние взгляды находили всегда отражение в законодательстве и внутренней политике. При Ала-уд-дине ухудшилось экономическое положение индусов; при Фирузе Туглаке и Сикандаре Лоди продолжались религиозные гонения. Не было, однако, постоянной, заранее обдуманной системы притеснения или систематических попыток истребить индусов. Самое большое обвинение, которое может быть предъявлено султанам, – это отказ их от попытки привлечь индусов к участию в ведении государственных дел.

Монархия. Согласно мусульманским религиозным представлениям и праву, все подчиняется Закону (шар"), который в конечном счете основывается на Коране. Правитель был верховным толкователем Закона. Одним из важнейших факторов, сдерживавших деспотизм мусульманских правителей, было то, что они не могли безнаказанно пренебрегать Законом. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Мухаммед Туглак предпринимали попытки освободиться от Закона и его традиционных толкователей – суннитских богословов. Эти попытки имели некоторый успех.

Другим важным фактором, ограничивавшим власть правителя, было привилегированное положение знати. «С точки зрения развития государственности, наибольший интерес в истории династии Илтутмиша представляет борьба между короной и знатью за обладание реальной властью». Так, во времена Насир-уд-дин Махмуда победу одержала знать. Балбан, будучи султаном, поднял престиж монархии, обуздав притязания знати. Так продолжалось вплоть до времен Мухаммеда Туглака, который надписью на своих монетах напоминал своим подданным, что «султан – это тень бога». Положение изменилось при слабом правителе Фирузе Туглаке, который угождал мусульманскому духовенству показной приверженностью Закону, а военачальникам позволял беспрепятственно пользоваться своими привилегиями. При Лоди знать претендовала на равное положение с самим правителем. Надменный Ибрахим пытался оспаривать притязания знати и поплатился за это жизнью.

Не было какой-либо признанной системы государственных органов, которые бы направляли, помогали или ограничивали бы действия делийских султанов. Все зависело от личности правителя. Не было постоянного совета министров, правительства в современном понимании. Султан вершил государственные дела с помощью тех советников или чиновников, каких он считал нужным назначить. Если султан был сильным, эти люди были «простыми исполнителями воли правителя; они могли влиять на политику своего господина только искусством мягкого убеждения или завуалированного предостережения». Однако, если султан был слабым, они использовали его как марионетку.

Некоторые важные государственные посты. Главный министр султаната назывался вазиром, а его ведомство называлось диван-и-вазират. Это ведомство занималось главным образом финансами. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, которое занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, и судебное ведомство, диван-и-каза, находились под контролем садр-ус-судура. Пост ариз-и-мамалика (начальника военного ведомства) принадлежал дабир-и-арзу. Учреждение диван-и-инша (ведавшее корреспонденцией правителя) управлялось дабир-и-хасом. Из лиц, ведавших придворными делами, следует упомянуть вакил-и-дара (начальника этого ведомства) и эмир-и-хаджиба, или барбека (главного камергера).

Финансы. Источниками доходов государства были главным образом: I)поземельный налог, 2) зякат, или религиозные налоги, 3) джизия, 4) военная добыча, 5) рудники и копи (алмазные и т. д.), 6) выморочное имущество.

Главной статьей поземельного налога был харадж. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Гийяс-уд-дин Туглак провели реформы в системе взимания земельного налога. Первый, повидимому, ввел правило обмера земли, которое обеспечивало более справедливые взаимоотношения между государством и земледельцем. Во времена Ала-уд-дина крестьянам надлежало платить налог натурой, хотя, повидимому, принимались и деньги. В XIII веке доля государства составляла, возможно, одну пятую часть урожая. Ала-уд-дин повысил ее до половины урожая. Эти тяжелые ставки налога были снижены в период правления его сына. Гийяс-уд-дин Туглак отдал приказ, согласно которому земельный налог не мог быть увеличен больше чем на десять процентов.

Правосудие . Садр-ус-судур был главным судьей (кази-и-мамалик) империи. Он принимал апелляции на решения низших инстанций и назначал местных кази. В каждом большом городе, включая Дели, был свой /ссзм (судья), который вершил суд. Высокое должностное лицо, амир-и-дад, приводил в исполнение приговоры, вынесенные кази. Дела, касавшиеся только индусов, решались обычно панчаятом [пятью старейшинами. – Ред.]. Дела между индусами и мусульманами решали кази. Котвал был главой полиции в городах, но он был также градоначальником. Уголовное право было очень суровым, пытки и нанесение увечья были обычным явлением. Фируз Туглак отменил некоторые из наиболее бесчеловечных методов наказания.

Управление провинциями. Крупная империя должна была для удобства управления делиться на провинции. В источниках упоминаются 23 провинции, существовавшие при Мухаммеде Туглаке: 1) Дели, 2) Девагири, 3) Мультан, 4) Кухрам, 5) Самана, 6) Севан, 7) Уч, 8) Ханси, 9) Сирсути, 10) Ма"бар, 11)Теланг, 12) Гуджарат, 13) Бадаун, 14) Ауд, 15) Канаудж, 16) Лакхнаути, 17) Бихар, 18) Кара, 19) Мальва, 20) Лахор, 21) Каланор, 22) Джаджнагар, 23) Дорасамудра. Некоторые из провинций были, очевидно, по размерам не больше современного округа (дистрикта), но другие, как Лакхнаути, были, повидимому, очень большими, и управлять ими было трудно.

В летописях на фарси наместник провинции обычно называется вали или мукта. Трудно сказать, были ли эти термины синонимами. Некоторые исследователи считают, что термином вали обозначался наместник, облеченный чрезвычайными полномочиями. Возможно, что более крупные провинции делились на шикки, которыми управляли чиновники, называвшиеся шиккдарами. Следующей более мелкой административной единицей была паргана, которая включала ряд деревень. Повидимому, в парганах и деревнях индусские вожди и мелкие чиновники пользовались значительной властью и влиянием; в столице провинции, однако, монополией управления и власти пользовались мусульмане. В Делийском султанате ни один индус не был назначен наместником провинции.

Кроме провинций, находившихся более или менее непосредственно под властью султана, существовали еще вассальные княжества, которыми правили индусские князья, чье подчинение центральному правительству обычно было формальным.

Армия. Наличие большой и боеспособной армии являлось в то время первым условием существования устойчивого правительства. Конница являлась основной силой армии. На лошадей был большой спрос. Как и у индусов, слоны высоко ценились. Пехотинцы, так называемые пайяки. имели меньшее значение в армии. Были широко распространены некоторые виды примитивного огнестрельного оружия. Общее управление делами, связанными с армией, было поручено ариз-и-мамалику. В его ведомстве находился список (хулия) всех солдат. Ала-уд-дин Хилджи ввел систему клеймения боевых коней, чтобы военачальники не могли заменить хорошую лошадь плохой. Кроме регулярной армии, которую содержало центральное правительство, имелись еще провинциальные контингенты, находившиеся под контролем наместников провинций.

Реферат

ИНДИЯ В XIII V вв. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV в.

План:

1. Делийский Султанат во второй половине XIV в. и его временный распад

2. Возрождение Делийского Султаната

3. Государство Бахмани

4. Государство Виджаянагар

Список литературы

1. Делийский Султанат во второй половине XIV в. и его временный распад

Новому султану Фируз-шаху Туглаку (1351-1388) досталась разоренная страна. Хотя и его предшественник в конце концов стал понимать, что общины не в состоянии нести бремя государственного налогообложения в установленном им объеме, и несколько сократил подати, было ясно, что необходимы решительные и широкие меры для восстановления экономической основы государства - сельского хозяйства.

Фируз-шах существенно сократил налоги общинников и принял меры к восстановлению заброшенных посевных площадей. Очевидно, исчезновением многих деревень и вымиранием их населения было вызвано появление государственной аренды, когда земледельцы приглашались на льготных условиях и даже получали от казны ссуды. Фируз-шах был также первым известным нам североиндийским государем, который построил оросительные сооружения, имевшие общегосударственное значение, - два канала, давшие воду целой области к северу и северо-западу от Дели. В реконструированном виде эти ирригационные каналы действуют и в наши дни. Длина одного из этих каналов превышает 200 км. Результатом умеренного налогообложения явилось постепенное восстановление сельскохозяйственного производства и увеличение численности населения. Скрывавшиеся от налоговых сборщиков и карательных отрядов, выжившие несмотря на голод и эпидемии люди возвращались на пепелища, и старые общины возрождались на прежних местах со всеми своими порядками, под тем же названием.

Фируз-шах был озабочен также восстановлением и развитием городского ремесленного производства и торговли. В панегирическом сочинении «Победы Фируз-шаха» перечислено множество отмененных им податей и поборов с городского населения.

Такая экономическая политика создала Фируз-шаху славу благодетеля народа. Действительно, жизнь явно входила в нормальную колею. Что же касается заслуг султана как «отца подданных», то они заключаются прежде всего в том, что он подчинился необходимости, его политика поощрения хозяйственной деятельности населения была вынужденной.

В целом же Фируз-шах оставался типичным средневековым правителем, полностью разделявшим классовые взгляды и хищническую психологию той группы феодалов, которую он возглавлял. Более того, он был достойным преемником Мухаммада Туглака, жестоко расправляясь с народными волнениями и сектантскими движениями, возникшими, очевидно, еще в царствование Мухаммада. Как это всегда бывало в средневековом обществе, народное недовольство принимало форму не только прямых выступлений - восстаний, но разного рода отклонений от принятых господствующими слоями религиозных порядков - появлялись еретические и сектантские учения, дававшие идеологическое выражение недовольству, имевшему в основе социальный, классовый характер.

В отношении феодалов Фируз-шаху пришлось проводить политику послаблений по части их служебных обязанностей и признания тех прав, которые они себе присваивали явочным порядком. Так, он разрешил значительно уменьшить поступающие в казну отчисления с доходов икта. Клеймение коней больше не проводилось, что ясно указывает на сокращение иктадарами численности своих отрядов. Поскольку правительство все равно не могло обеспечить выполнение положенной военной службы владельцами икта, не было смысла вызывать их недовольство строгостями контроля. Государство признало за иктадарами право на юридический иммунитет их владений, а фактически они уже стали полными хозяевами в своих икта. Широко распространилось наследование икта. Термин инам приобрел новый смысл: так стали называть большие наследственные служебные владения, выросшие из крупных икта вследствие узурпации мукта прав частного феодального собственника, исполнение которым вассальных обязанностей перед государем практически не регламентировалось. Таким образом, верх явно взяла центробежная тенденция в эволюции форм феодальной собственности. Объединяющая феодалов роль государства сводится к минимуму.

Авторитет Фируз-шаха позволял сохранять хотя бы внешность стабильности государственного порядка, но после его смерти султанат стал быстро распадаться. Клики мусульманских феодалов выдвигали своих претендентов на делийский престол, претенденты дрались за наследство великих султанов, а государство стремительно сокращалось в размерах. Владения делийских султанов сократились до области Дели и части Восточного Пенджаба.

Как раз в момент наибольшей слабости Делийского султаната, теперь уже небольшого государства, раздираемого усобицами, в Индию вторглись через Афганистан войска Тимура. Знаменитый завоеватель создал огромную империю. Он, конечно, был прекрасно осведомлен об обстановке в Индии и воспользовался ею для легкого и сулящего богатую добычу грабежа. Все его расчеты блестяще оправдались. Правда, оказавшийся в это время на престоле султан отважно дал бой Тимуру, но он не мог противостоять этому искусному полководцу и его многочисленной опытной армии. Дели был разграблен; в отместку за сопротивление Тимур велел истребить все население города, а из отрезанных голов сложить башни. Подобные приказы он отдавал везде, где по пути следования армии встречал хоть малейшее сопротивление. По словам историка этого похода, сопровождавшего Тимура, «башни, сложенные из голов индийцев, достигали огромной высоты». Правда, Тимур сохранил жизнь тем, кто мог пригодиться победителям. В Самарканд было вывезено большое число индийских ремесленников, предназначенных своим искусством увеличить славу столицы «Железного хромца».

2. Возрождение Делийского Султаната

Разграбленные и сожженные территории, полный разлагающихся трупов Дели, начавшиеся эпидемии и голод - вот что оставил за собой Тимур, когда в начале 1399 г. ушел из Индии. Раздираемое внутренними смутами, Делийское государство временно распалось. Прошло более десятка лет, прежде чем вновь начался процесс консолидации, выдвинувший на политическую арену новую династию Сайидов (1414-1451). Возрожденный султанат объединял всего лишь область Дели и Восточный Пенджаб. Однако выгодность стратегического и экономического положения этой территории, удобство коммуникаций с внешним миром способствовали росту значения Делийского султаната. В частности, он оказывался посредником в торговых связях внутренних районов Индии со странами Среднего и Ближнего Востока через караванные пути. Немалое значение имела близость к соседним мусульманским странам еще и в том отношении, что господствующий политически военно-феодальный слой получал пополнение своих рядов за счет притока воинов, групп и целых племен переселенцев, желавших найти лучшую долю в Индии. Особенно усилился в этот период приток иммигрантов из Афганистана. Простым воинам находилась военная служба, их вожди соперничали со старыми мусульманскими поселенцами, которые были уроженцами Индии в течение многих уже поколений и стали индийцами по многим усвоенным ими чертам быта, вследствие браков на индианках, даже по языку (начал формироваться на основе новоиндийского языка хиндустани уснащенный персидско-арабской лексикой и грамматическими формами «язык орды» - военного лагеря, понятный как мусульманам, так и индусам, будущий язык урду). В середине XV в. власть в Дели захватил вождь обосновавшегося к северу от этого города афганского клана Лоди Бахлул. Его предки поселились в Индии в конце XIV в. Во владении Бахлула оказалась большая область между р. Сатледж и Дели и Лахор. Его войско, превышавшее 20 тыс. человек, состояло из афганцев, среди которых многие были его соплеменниками, и среднеазиатских тюрок. Такое крупное владение в пределах Делийского султаната в конце правления Сайидов не было чем-то исключительным. Существовал еще целый ряд подобных полусамостоятельных феодальных владений. Даже во внешних проявлениях обнаруживались претензии таких могущественных феодалов на царское достоинство, например, в торжественных случаях они выезжали на слонах, держали в своем войске боевых слонов, что при прежних делийских султанах считалось привилегией только верховного правителя.

Бахлул Лоди (1451-1489), стремясь создать социальную опору своей власти, приглашал на военную службу в Индию афганские племена, отдавая для их поселения, разумеется, населенные территории. Таким путем возникал новый надобщинный слой феодалов (подобный раджпутам), отличавшихся примитивным уровнем социального развития, господством родоплеменных порядков и соответствующей психологии. Вожди этих племен включались в ряды феодальной знати, получали дополнительно значительные служебные пожалования и нередко также становились крупными владетелями. Султан Бахлул Лоди сумел подчинить своей воле феодальную знать, завоевал государство Джаунпур и восстановил Делийский султанат в качестве самого обширного и сильного государства Северной Индии. Владения Лоди включали в конце XV в. Пенджаб и долину Ганга до границ Бенгалии.

Династия Лоди правила в Дели до 1526 г. К этому времени султанам не удалось повернуть дело так, чтобы, ограничив владельческие права феодалов, подавить их сепаратистские устремления. В своих попытках усилить центральную власть последний султан афганской династии Ибрахим Лоди установил строгий придворный этикет, призванный показать, что все вельможи являются лишь покорными слугами великого государя. Особенно его раздражали влиятельные феодалы-афганцы, занимавшие при предшествующих правителях привилегированное положение. Придворные унижения и репрессии против некоторых афганцев-военачальников вызвали глубокое недовольство как раз той части господствующего слоя, которая в наибольшей степени поддерживала султанов Лоди. Другие группы знати также не были склонны безропотно сдавать свои позиции. В последние годы правления этот султан был вынужден вести жестокую борьбу с феодалами. Ослабленное государство находилось на грани распада, когда было завоевано Бабуром, основавшим новую династию Великих Моголов (1526-1858).

3. Государство Бахмани

Возникшее в 1347 г. на Декане государство Бахмани было основано на господстве очень немногочисленной военно-феодальной прослойки мусульман над огромными массами лишь только что завоеванного населения, причем князья и более мелкие феодалы-индусы еще не утратили влияния и силы. Мусульманам приходилось с ними считаться, и они в немалом числе вошли в состав бахманидской аристократии хотя и оттеснялись постоянно мусульманской знатью. Эти феодалы сохраняли наследственные владения и выступали в случае нужды со своими военными отрядами на помощь бахманидскому султану, когда тот отправлялся в поход. Мусульманские военачальники держали владения на правах икта, но контроль государства за ними, по-видимому, не был слишком строгим. Во всяком случае, численность своих военных отрядов, состоявших из наемных воинов, феодалы стали определять по своему усмотрению. Возить коней на Декан было сложнее, чем в Северную Индию, и они стоили много дороже, поэтому в бахманидской армии большую роль играла пехота, активно использовались и боевые слоны. Некоторые мусульманские феодалы и индусские князья владели очень большими территориями и могли снаряжать настолько сильное войско, что решались восставать против султана. Для удобства управления государство было разделено на четыре военных наместничества - тарафы. Наместники - тарафдары имели большую самостоятельность, держали собственные армии и накапливали значительные богатства. Хотя история Бахманидского государства дает много примеров деспотизма и жестокости султанов, реальное их участие в делах управления было невелико, текущими государственными делами занимались обычно высшие должностные лица.

Особенностью политической обстановки в султанате было также острое соперничество двух группировок господствующего феодального слоя: потомков первых мусульманских захватчиков-суннитов и более поздних переселенцев на Декан, поступавших на службу к султанам Бахмани Эти «чужеземцы», принадлежавшие к шиитскому толку ислама особенно потеснили старых деканских феодалов в период длительного правления главного министра - «наместника государства» Махмуда Гавана. Прибыв в государство Бахмани в качестве купца из Ирана он в конце 50-х годов XV в. стал приближенным султана и быстро забрал все нити управления в свои руки. Он проявил себя не только как выдающийся государственный деятель, но и как способный полководец

Со времени образования государство Бахмани вело войны главным образом с возникшим в 1336 г. к югу от р. Кришны государством Виджаянагар. Эти войны были кровопролитны и разорительны, но по результатам - маловпечатляющими. Борьба шла в общем с переменным успехом за плодородное и богатое алмазными копями двуречье Кришны и Тунгабхадры - Райчур. Значительные военные успехи бахманидов были связаны с именем Махмуда Гавана. Ему удалось нанести жестокое поражение усилившемуся северному соседу - султанату в Мальве и тем самым расстроить враждебный союз Мальвы, Ориссы и Теленганы (Андхра). В итоге возглавленных им походов была присоединена большая часть Апдхры, и владения Бахманидов достигли Коромандельского берега Бенгальского залива в районе устьев рек Кришны и Годавари. Махмуд Гаван нанес также поражение государству Виджаянагар и захватил важный порт Гоа на Малабарском берегу, через который в Виджаянагар ввозили лошадей и шла оживленная торговля с Передним Востоком.

Чтобы уменьшить влияние наместников, Махмуд Гаван разделил страну на восемь наместничеств и отнял у них право назначения начальников крепостей - теперь это были его ставленники. Очень важным шагом на пути укрепления государства было упорядочение феодального владения икта. Махмуд Гаван стал требовать соблюдения определенного соотношения между размером владения и численностью военного отряда феодала. В связи с этим стали устраиваться регулярные смотры. Феодалы, выставившие отряды меньшей численности, чем положено, обязаны были соответствующую недостаче долю доходов отчислять государству. Новые порядки, конечно, не могли не вызвать недовольства феодалов, привыкших чувствовать себя хозяевами в своих владениях.

Могущество и величие Махмуда Гавана красочно описаны первым русским путешественником в Индию Афанасием Никитиным (1471- 1474). В частности, Афанасий Никитин рассказывает, что фактический правитель государства имел свой пышный двор, куда стекалась знать. Первый министр владел огромными богатствами, держал собственную армию. При нем государство Бахманидов достигло наивысшего расцвета. Однако конец его был трагичным. Несколько вельмож из враждебной Махмуду Гавану партии декани пошли на хитрость и обвинили его в государственной измене, представив султану подложное письмо с печатью Махмуда Гавана. Султан пришел в ярость и велел убить министра, что и было тотчас же исполнено. Это случилось в 1481 г. Султан, привыкший проводить все свое время в развлечениях в гареме и не способный ни к какой государственной деятельности, оказался в центре ожесточенной борьбы феодальных группировок и крупнейших сановников. Государство Бахмани начало распадаться. Наместники стали провозглашать себя независимыми султанами. В 1489-1490 гг. образовались самостоятельные султанаты в Биджапуре, Бераре и Ах-маднагаре, в 1512 г. стала независимой Голконда. Султаны из династии Бахмани, сидевшие в г. Бидаре, являвшемся в XV в. столицей их государства, фактически не играли никакой роли в управлении сохранявшейся частью их номинальных владений, и власть их ограничивалась дворцом и гаремом. В 1525 г. последний Бахманид бежал из Бидара. Там стала править новая династия. Этим формально завершилась история Бахманидского государства.

Афанасий Никитин рассказывает о поразившей его роскоши, окружавшей бахманидскую высшую знать, и страшной нищете простонародья. Он сочувственно рисует жизнь бедного люда и подчеркивает произвол и всевластие сановников. Его сочинение является самым подробным и ценным историческим источником по истории Бахманидского государства, дающим нам разнообразные сведения. В частности, мы узнаем, что на Декан ежегодно ввозилось около 20 тыс. коней. Сам Афанасий Никитин совершил выгодную торговую операцию, привезя на корабле из порта Ормуз (в Иране) первоклассного коня. Внешняя торговля имела для Бахманидского государства важное значение. Косвенным, но очень интересным подтверждением этого является то обстоятельство, что правители государства Махмуда Гавана путешественник называет «мелик-тучаром», т. е. «малик-ут-туджаром» (князем или главой купцов), а не величает его в соответствии с его главным титулом «наместника государства». Очевидно, титул «главы купцов» был почетным и не случайно сохранялся Махмудом Гаваном, вероятно, имевшим прямое отношение к торговым делам.

Бахманидское государство не было захолустной окраиной мусульманского мира. В основных чертах оно во многом напоминает Делийский султанат. Такое военно-техническое новшество, как огнестрельное оружие, появилось здесь даже раньше, чем на севере Индии. Это время было началом массового распространения ислама на Декане. По сравнению с Северной Индией здесь меньше заметно стремление к подавлению индусской культуры, проявлялась большая терпимость по отношению к индуизму.

От Бахманидского государства и деканских султанатов XVI в. (Биджапура, Берара, Ахмаднагара, Голконды, Бидара) сохранились архитектурные памятники - остатки средневековой индо-мусульманской культуры: крепостные сооружения, культовые и гражданские здания.

4. Государство Виджаянагар

Это государство возникло в результате мятежа поступивших на службу к Мухаммаду Туглаку и принявших ислам двух феодалов из Южной Индии братьев Букки и Харихары. Так в 1336 г. от империи Мухаммада Туглака отпал весь юг Индии за р. Кришной (годом раньше другой мусульманский наместник в Южном Тамилнаде создал недолговечный Мадурский султанат). Сложившаяся политическая обстановка позволила братьям укрепиться, построить мощную крепость Вид-жаянагар, ставшую столицей и давшую название созданному ими государству, и постепенно расширить свои владения. К концу XIV в. правители Виджаянагара подчинили почти весь юг Индии и вступили в борьбу с султанами Бахмани за пограничные земли, главным образом за Райчурское междуречье. Воевали виджаянагарские императоры и с Орисским государством за примыкающую к Бенгальскому заливу часть Андхры. Фактически независимой оставалась защищенная почти непроходимыми горами - Западными Гхатами - Керала. Столица империи превратилась в огромный, богатый и хорошо укрепленный город. Само ее расположение близ северного рубежа государства демонстрировало значение прилегающей территории, как во внутренней, так и во внешней политике империи.

При всем своем видимом могуществе Виджаянагар был довольно рыхлым образованием. Многие входившие в состав государства земли находились под властью вассальных князей. Князья обладали большой самостоятельностью и нередко даже воевали друг с другом, поднимали они и мятежи против центральной власти. Но большая часть территории находилась под управлением правительства Виджаянагара и была разделена на провинции, губернаторы которых осуществляли свою власть на местах и собирали налоги и подати, отчисления с доходов феодалов и дань с князей. В обязанности губернаторов входили военная защита территории и подавление мятежей вассалов. Права их были велики, но правительство старалось не оставлять губернаторов на одном месте долее двух-трех лет, чтобы они сами не могли укрепиться и использовать свою силу в сепаратистских целях.

Основной формой феодальных владений был амарам. Это было условное временное владение, напоминающее икта. Владелец амарама - амаранаяк - обязан был содержать военный отряд и являться по зову государя на службу в армию. Часть собираемых податей (около трети дохода) он должен был отчислять в пользу казны. Владение считалось пожизненным и ненаследственным, но фактически обычно переходило к сыну феодала, когда он обращался с просьбой передать отцовский амарам ему и приносил вассальную присягу. Существенным отличием от мусульманских порядков было то, что норму налогообложения определяли не государственные чиновники, а сам амаранаяк. Он обладал также административным и юридическим иммунитетами. Со временем эволюция этого вида феодального владения шла в сторону еще большего расширения феодальных вольностей. Наследование стало считаться правилом, а отчисления в казну резко уменьшились или не выплачивались вовсе. Амаранаяки все чаще стали уклоняться от своих военных обязанностей. Особенно распространенным стало содержание меньшего военного отряда, чем полагалось, особенно конницы, поскольку расходы на покупку лошадей были для феодалов наиболее чувствительной статьей расхода. В начале XVI в. большинство амаранаяков приводило на службу государю в два раза меньшие отряды конницы, чем были обязаны. Но такое нарушение вассальной службы или неуплата доли казны и прочие подобные нарушения, насколько известно, не карались конфискацией владения. Так бывало лишь в случае мятежа. Крупные амаранаяки, подобно мукта, часть своих владений отдавали на условиях военной службы своим собственным вассалам.

Часть территории государства, главным образом примыкающая к столице, составляла казенное владение, наподобие земель халисе в мусульманских султанатах. Налоги с деревень, расположенных на этих землях, шли на содержание армии, государственного аппарата. Государственные владения пополнялись за счет завоеваний, конфискаций у мятежных феодалов, из выморочных владений и т. д., они использовались как фонд для феодальных пожалований. Таким образом, категория государственных владений не была стабильной.

Довольно значительными были феодальные владения храмов и брахманов. Некоторые знаменитые храмы владели десятками деревень. Такие храмы обычно рассматривались как вассалы государя, более мелкие храмы считались вассалами или государя, или тех феодалов, во владениях которых были расположены, и часть доходов отдавали в пользу сеньоров. К этой категории феодальных владений относятся также религиозные пожалования отдельным брахманам или брахманским общинам. Отнять полученные храмами и брахманами в качестве религиозного дара владения считалось великим грехом.

Армия Виджаянагара состояла из наемного войска самого императора, военных отрядов амаранаяков и вассальных князей. Она включала три рода войска: пехоту, конницу и боевых слонов. Пешее войско было многочисленно, конница же уступала по численности и боевым качествам бахманидской армии. По некоторым данным, Виджаянагар ежегодно завозил около 13 тыс. коней, однако их не хватало, да и воины часто не обладали навыками конных бойцов. Поэтому виджаянагарские императоры нанимали крупные конные мусульманские отряды или приглашали на вассальную службу мусульманских феодалов. Напомним, что и в бахманидской армии выступали военные отряды вассальных индусских князей.

На казенных землях виджаянагарские государи стремились регламентировать сбор налога. С орошаемых, наиболее плодородных земель доля государства могла достигать, видимо, половины урожая, но в целом с учетом всех категорий земли норма податного обложения примерно соответствовала североиндийской (примерно 1/4, потом 1/3). В этот период широкое распространение получает исчисление налогов в деньгах, что свидетельствует о возраставшей роли денежного обращения. По-видимому, все-таки в большей части районов Южной Индии основной земельный налог брали обычно натурой, и исчисление в деньгах имело формальный характер. В целом за время существования государства Виджаянагар податное давление государства и феодалов на общины заметно усилилось. Так же как в Северной Индии, это сказывалось, прежде всего, на положении полноправных общинников-налогоплательщиков. Поэтому столкновения общин с царскими чиновниками и отдельными феодалами из-за чрезмерного обложения, происходили под руководством именно этого господствующего в общинах слоя, к которому присоединялись зависевшие от него касты. Однако такая конфронтация очень редко разрасталась в сколько-нибудь массовое восстание.

Общинные вожди, прежде всего руководители областных общин Южной Индии, во многих случаях выбивались в господствующий феодальный слой, поступая на службу государству или феодалу. Но в этот период заметно и другое явление: правители Виджаянагара стремятся подчинить общины, превратив их старост и писцов в своих чиновников, по возможности свести на нет общинное самоуправление, с тем чтобы ослабить сопротивление общин податному гнету. В этом же направлении действовали и отдельные феодалы.

Во второй половине XV в. происходит усиление феодалов и ослабление руководящей роли государства. В основе этого лежит подрыв могущества центральной власти из-за неисполнения амаранаяками феодальной службы, но эта естественная в феодальном обществе тенденция представителей господствующего слоя к укреплению собственной самостоятельности в ущерб центральной власти дополнялась в данном случае и субъективным фактором: императоры вырождавшейся династии все силы отдавали дворцовым развлечениям, отстранившись от государственных дел. Как раз в это время Махмуд Гаван, используя сложившуюся в Вирджаянагаре ситуацию, провел против него победоносные войны и отнял ряд важных областей.

Политическая неустойчивость, смена династий привели к дальнейшему ослаблению целостности империи, но при Кришнадеварайе (1509-1529) Виджаянагар вновь превратился в могучую державу. Талантливый полководец и твердый политик, Кришнадеварайя сумел подчинить своевольных феодалов и привлечь их на свою сторону перспективой богатой военной добычи, заставить амаранаяков выплатить ему недоимки по той доле доходов, которую они обязаны были отчислять в пользу казны. Кроме того, амаранаяки не содержали положенное количество войска. В счет погашения своей задолженности амаранаяки согласились передать правителю боевых слонов и коней. Кришнадеварайя подчинил отпавших вассальных князей, восстановил единство империи, отвоевал междуречье Кришны и Тунгабхадры (Райчур) у деканских султанов, над которыми одержал ряд блестящих побед, разгромил усилившееся к этому времени государство Ориссу.

Политика Виджаянагара в отношении деканских султанов заключалась в натравливании их друг на друга и недопущении их объединения или чрезмерного усиления кого-либо. И эта политика средствами дипломатии и с помощью военной силы успешно проводилась в жизнь. Но в 1565 г. деканские султаны неожиданно сумели сговориться и выступили в совместный поход против Виджаянагара. Огромные армии противников встретились на р. Кришне (это сражение называют также битвой при Таликоте). Армия Виджаянагара была разгромлена и почти полностью истреблена, столица захвачена без боя, полностью разграблена и разрушена.

Государство Виджаянагар после этой катастрофы существовало еще почти век, но потеряло прежнее политическое значение, и территория его постепенно сузилась до небольшой области. На месте распавшейся империи возникло много мелких государств, созданных бывшими князьями и губернаторами.


Список литературы

История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей.

В 1175 г. правитель Газни Шихаб-ад-дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедшей к власти после свержения династии Газневидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи.

Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1192 г. он разбил под Таранном союзные войска индийских князей, выступивших ему навстречу во главе с князем Аджмира и Дели -Притхви Раджей (Раи Питорой) и стал господином всего Доаба (двуречья. Джамны и Ганга).

В 1199-1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия.

Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держание (икта) своим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб-ад-дина Айбека.

Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит.

Военачальники, которым он роздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы - Делийский султанат.

Правителем этого государства был провозглашён прежний наместник султана Кутб-ад-дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210 г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований в привилегий.

Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в Делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости.

Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом в опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это признанием их феодальной власти.

Многие вожди раджпутских кланов и их ответвлений, разгромленных захватчиками и отступивших в глубь территории между Пенджабом и Бенгалией, создавали здесь новые феодальные владения.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска. Впервые монголы вступили на индийскую территорию в 1221 г., преследуя правителя Хорезма Джелал-ад-дина.

Монгольские отряды опустошили области Мультана, Лахора и Пешавара и ушли из Индии, взяв с собой, по свидетельству одной из индийских хроник, 10 тыс. пленных, которые по дороге были все" убиты из-за недостатка продовольствия.

В 1241 г. монгольские войска снова совершили налёт на Индию и захватили Лахор. С этого времени, монгольские ханы начали предпринимать одно вторжение за другим. В 1246 г. они овладели Мультаном и У чем.

Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Насир ад-дина Махмуда (1246-1265), фактически же под руководством его главного везира Гийяс-ад-дпна Балбана.

Опираясь в основном на поддержку мелких и средних феодалов, Балбан сначала как везир, а затем, с 1265 по 1287 г., как государь сумел подорвать силу господствовавшей до этого тюркской феодальной клики.

Он отбирал в казну земли тех держателей икта, которые не хотели подчиняться султану.

Всё своё внимание Балбан направил на оборону государства от монгольских завоевателей.

Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Одни государства выделялись и стремились подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась.

Начиная с XI в. Индия становится ареной разорительных набегов тюркский завоевателей - мусульман. Поскольку в Индии была феодально раздробленной, индийские княжества не смогли противостоять этим нашествия. Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Так постепенно на севере Индии утвердилось новое государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название - Делийский султанат Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард - Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. Стр.175.. Правителем этого государства стал наместник султана Кутб-ад-дин Айбек. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Возникновение Делийского султаната , оказало значительное влияние на всю историю Индии.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов

В период Делийского султаната одна династия сменяла другую. Рассмотрим особенности правления этих династий.

Династия Гулямов (1206--1290 гг.).

Как говорилось выше, первым правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206--1210 гг.). Главной опорой для него было его войско.

Государственной религией в этот период становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и не мусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.

После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210-1236 гг.)

Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106с. .

Из-за постоянных угроз и нашествий монгольских завоевателей мусульманская знать объединилась вокруг делийского трона. Военная знать в этот период состояла в основном из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»).

Первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья, но она смогла править только 4 года. Начались раздоры между приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия

В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако вся власть была в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265--1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.

При Балбане в Делийском султанате были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Вся власти была в руках султана. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.

После смерти престарелого султана между феодальными группировками снова начались распри. В этой борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290--1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска. Джалал-ад-дин Фируз был мягким и милосердным султаном.

В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-ад-дин Хилджи (1296--1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-ад-дин был способным военачальником и талантливым администратором.

Для пополнения казны султан забирал земли духовенства и богатых военачальников и обложил их налогом. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров султан создал систему шпионажа и разослал повсюду своих шпионов. Запретил вельможам употреблять спиртные напитки и сам перестал пить. Но потом знатным людям разрешил пить, но только дома. Браки между знатными людьми были разрешены только с согласия султана.

Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено. Эти меры дали Ала-ад-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308--1311 гг.) завоевал его.

Под прямым контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-ад-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

Династия Туглак (1320 - 1414)

В 1320г один из самых известнейших военачальников Ала-ад-дина, Малик Гази свергает и убивает последнего султана династии Хилджи. Делийская знать провозглашает его султаном под именем Гийяс-уд-дина Туглака.

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-ад-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-ад-дин проводил активную внешнюю политику. Он подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.

На престол взошел Мухамад-шах (1325--1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем. Для своего времени Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком. Но он был чудовищно жесток. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.

Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана -- Фируза Туглака (1351-1388 гг.). государство индия средний век

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. C 180.

сохранить целостность своего государства Фирузе так и не удалось. Отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке Бенгалию, присоединить вновь не удалось. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умирает, разгорается борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась.

Династия Сайидов и Лоди

В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Хизр-хан (1414--1421 гг.) и его родственники продержались у власти до 1451 г.. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421--1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам.

В 1451 г. престол захватывает пуштун Бахлул Лоди (1451--1489 гг.), способный военачальник. При нем султанат политически усилился и расширился.

Сын Бахлула Сикандар-шах (1489--1515 гг.) расширил границы государства на востоке - вплоть до границ Бенгалии, подавлял восстания, пытался афганскую власть сделать более послушной. Восстановил шпионаж. Возобновил проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. При его правление несколько оживилась экономика страны. Он основал Агру (1504г.), которая стала одной из столиц Индии.

Си-кандар проявил себя как ревностный, фанатичный мусульманин. Он яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п.

Его сын Ибрахим (1517--1525 гг.) пытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Тогда знать пригласила в Индию Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур воспользовался этим приглашением. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате и занял Дели.

Начался новый период Индийской истории. Так зародилась Могольская империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Следует отметить ряд государств, существовавших на территории Индии с середины XIV по середину XVI вв. некоторые из них сыграли немаловажную роль в истории Индии, чем Делийский султанат.

В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). И государство Бахмани. (1347 г.) в северной части Декана.

Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Виджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов -- декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран).

Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422--1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась.

Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями.

В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение.

Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством

Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Делийский султанат (1206–1526)

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань, а формы условного владения в княжествах тоже стали трансформироваться под воздействием исламских принципов землепользования: вчерашние раджпутские воины в индийских княжествах, как и в землях султаната, превращались в иктадаров, обязанных служить вместе со своими князьями и военачальниками новым правителям.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад-дин Хилджи (1296–1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад-дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад-дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов-иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Торговцы были обязаны придерживаться этих цен под страхом суровых наказаний. А когда, несмотря на запреты, цены на рынках все же начинали расти, чиновники были обязаны выбрасывать на рынок зерно из казенных амбаров, куда оно загодя свозилось со всей Индии, для чего земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад-дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).

Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.

Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.

Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В XIII - СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.Алаев Л.Б. Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII вв. М., 2011.Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII - середины XVIII века. М., 1983.

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1526 «История церкви св. Петра в Глостере», лат.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Румский султанат 1077-1086 Сулейман–шах I (султан с 1081 г.)1086–1107 Кылыч–Арслан I1107–1116 Малик–шах I1116–1156 Масуд I1156–1192 Кылыч–Арслан II1192–1196 Кай–Хусрау I1196–1204 Сулейман–шах II1204–1204 Кылыч–Арслан III1204–1210 Кай–Хусрау I (вторично)1210–1219 Кай–Каус I1219–1237 Кай–Кубад I1237–1246

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы

автора Эсбридж Томас

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ Осенью 1260 года Бейбарс со всей очевидностью убедился в непрочности своего положения. Он поспешил утвердиться в Каире, занял цитадель - резиденцию султанов, построенную еще Саладином, и вознаградил широкий круг эмиров за преданность

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Калаун и мамлюкский султанат Во время пребывания у власти Калауна стала быстро нарастать угроза монгольской агрессии. Ильхан Абака воспользовался беспорядками в султанате после смерти Бейбарса и в 1280 году отправил внушительную армию в Северную Сирию, подтолкнув к

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1526 Гибель сенсации. «Межрабпомфильм», М., 1935. Реж.: М. Доллер (см.. Мачерет А.В. Советские художественные фильмы: Аннот. каталог: В 3 т. М, 1961. Т. 2. С.

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ Первое вторжение монголов в Индию относится к 1221 г., когда кочевники, преследуя войска Хорезмшаха, дошли до берегов Инда. Затем последовал длительный перерыв, во время которого монголы завоевали Иран и весь Ближний

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших