Домой / Группы крови / Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина. Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Военная биография синявина

Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина. Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Военная биография синявина

Сенявин, Дмитрий Николаевич

Генерал-адъютант, адмирал, сенатор. Род С. происходит от выехавшего из Польши в Россию в XVI веке некоего Алехна Сенявского. Еще в царствование Петра Великого двое из Синявиных, Иван и Наум Акимовичи, известны как одни из первых русских моряков, получивших морское образование не за границей, а в России. Сын одного из них и дядя Дмитрия Николаевича, Алексей Наумович Сенявин, выдвинулся как моряк в царствование Екатерины II, принимая участие в первой турецкой войне. Морская служба была, таким образом, известной семейной традицией в роду Сенявиных. Дмитрий Николаевич С., сын майора Николая Феодоровича, родился 6 августа 1763 г. в с. Комлеве, Боровского уезда Калужской губернии. Не будучи принят в сухопутный корпус и пройдя курс первоначального образования в городской школе вместе с солдатскими детьми, С. поступил в 1773 г. в Морской корпус, откуда и был выпущен в чине мичмана в 1780 г. Еще будучи гардемарином, он совершил уже некоторые плавания; так в 1779 г. под начальством капитана Берка он ходил из Кронштадта в Ревель, а оттуда в Северный океан к мысу Нордкап и обратно. Производство его в офицеры совпало с заключением "вооруженного нейтралитета" и в первый же год службы ему пришлось совершить плавание от Кронштадта до Лиссабона, порта, имевшего такое огромное значение в его личной жизни гораздо позднее. По возвращении из этого плавания С. был назначен в азовский флот. Он служил здесь на корабле "Хотин", на котором бежавший из Крыма хан Шагин-Гирей, искавший защиты России, был перевезен в Воронеж. В 1783 г. состоялось присоединение Крыма, и С. служил адъютантом при контр-адмирале Макензи, укреплявшем Ахтиарскую бухту, будущий Севастопольский порт. Здесь С. стал известен создателю "греческого проекта" кн. Потемкину. В 1786 г. для излечения от лихорадки С. был послан в Константинополь, с именем которого связывались тогда у многих мечты о воссоздании независимой Греции. В следующем году он - свидетель путешествия Екатерины II в Крым, представлен императрице и ею обласкан. В этом же году началась вторая война с Турцией, не примирившейся с потерей Крыма; в этой войне С. принимал видное участие. Благодаря его личной энергии, хладнокровию и неустрашимости был спасен от шторма около берегов Варны корабль "Преображение", на котором он был флаг-капитаном при контр-адмирале гр. Войновиче. С. участвовал также в сражении с турками севастопольской эскадры, выведенной в море для отвлечения турецких сил от осажденного Потемкиным Очакова. Наиболее видный подвиг его в эту войну - была экспедиция к южным берегам Черного моря. Пройдя от Синопа до Кафы, он разрушил много береговых укреплений и потопил до 12 турецких кораблей. Полученная им за это награда - Владимир 4 степени - первый случай жалованья орденов с бантом в знак особого отличия. После заключения мира с турками С. продолжал служить в Черноморском флоте. С конца 1800 г. по 1803 г. он был капитаном Херсонского порта; с 1803 по 1804 г. - Севастопольского. В этом году, уже в чине контр-адмирала, он был назначен флотским начальником в Ревель, где и оставался до 1805 г. Практическою морскою школою С. было, таким образом, Черное море; ответы на все связанные с этим морем вопросы нашей политики определяют в значительной мере и взгляды С. Турция и христианский восток - его главные интересы. Выступивший на служебное поприще в годы присоединения Крыма и мечтаний об изгнании турок из Европы и воссоздания Греции, С. на восточный вопрос смотрел всегда с точки зрения поддержания христианского населения Турции Россиею и честного исполнения перед ними этою последнею, как крупною европейскою державою, своего долга. Идеалист-политик национального направления, С. пытался провести на практике свои взгляды, как самостоятельный деятель, несколько позднее, когда началась борьба России и Европы с Наполеоном, но когда она еще не приняла определенно национального характера. Еще в 1798 г. С., как командир корабля "Св. Петр", участвовал в экспедиции вице-адмирала Ушакова, посланного на освобождение от французов Ионических островов одновременно с походом Суворова в Италию. С. был взят остров Св. Мавра, и ему же было поручено устроить на этом острове правильную администрацию. В 1804 г., когда С. был уже флотским начальником в Ревеле, при известии о замыслах Наполеона овладеть Ионическими островами и о приготовлении для этого тулонского флота, С. было поручено отправиться к Корфу для принятия под свое начальство всех сухопутных и морских сил Ионической республики, ожидавшей помощи от России. Эскадра С., состоявшая из одного 84-пушечного, четырех 74-пушечных кораблей и одного 32-пушечного фрегата, шла 10 сентября 1805 г. из Балтийского моря в Портсмут и должна была двинуться оттуда на соединение с эскадрою адмирала Нельсона, разбившего в это время французский флот при Трафальгаре. Благополучно избегнув перед Гибралтаром столкновения с уцелевшими от трафальгарского поражения французскими кораблями (эскадра Рошфора), С. вышел в Средиземное море и 18 января 1806 г. достиг Корфу. С. было предписано: 1) защищать республику Ионических островов от Наполеона; 2) не допускать французов к владениям греческим или турецким; 3) оказать помощь генералу Лесси, защищавшему Неаполитанское королевство. Последний пункт этого предписания после аустерлицкого поражения делался невозможным и по удалении из Средиземного моря ген. Лесси С. был здесь главнокомандующим всех наших сил, как сухопутных, так и морских, имея при себе 13000 сухопутных войск, около 8000 матросов и более 1000 пушек. Положение дел усложнялось тем, что по Пресбургскому миру между Австрией и Францией, к которому не присоединилась Россия, Далмация уступалась Франции. С. приходилось иметь дело с двумя врагами: явным - французами и тайным - нашими прежними союзниками австрийцами. Имея в виду, главным образом, упрочение русского влияния среди славянского населения Балканского полуострова, С. старался воспользоваться недоверчивым отношением далматинцев и черногорцев к австрийцам и к славянам. Утвердившись на острове Корфу, С. составил план занять для уничтожения французского влияния Бока-ди-Катаро, блокировать все порты, уступленные Австрией Наполеону, и не допускать французов в Рагузу. План этот начал он успешно приводить в действие, занял Бока-ди-Катаро и встретил полное сочувствие со стороны местного населения, главным образом, в лице черногорского митрополита Петра Негоша; местные жители снарядили до 30 кораблей и выставили до 12000 добровольцев. Действия С. приняли настолько внушительный характер, что ему удалось заставить австрийцев отпустить наши суда, задержанные ими по указанию Наполеона в Триесте, и он уже строил план перенести театр военных действий с Корфу в Далмацию и, отрезав сообщение морем этой страны с Испанией, тем самым расстроить замыслы Наполеона относительно Греции. С самого начала, однако, С. встретил значительное затруднение со стороны нашей дипломатии. Еще в марте 1806 г. он получил Высочайшее повеление покинуть Адриатическое море и отправиться с эскадрою в Черное, что не помешало ему продолжать военные действия против французов. В самый разгар этих действий в Рагузе, в июне пришло повеление сдать Бока-ди-Катаро австрийцам для передачи этими последними Наполеону. Население, узнав об этом распоряжении пало духом, и С. решился на крайнюю меру. Он предложил черногорцам послать депутацию к государю просить об отмене решения, а до тех пор обещал продолжать борьбу с французами. Это чрезвычайно подняло его значение среди жителей далматинского побережья, и осада французских войск, засевших в Рагузе, продолжалась. К концу июля, несмотря на извещение, что государь одобряет образ действия С., положение сделалось однако еще более затруднительным; из Петербурга шло известие об одобрении, а из Парижа русский уполномоченный Убри сообщил, что он подписал договор России с Францией на условиях передачи Франции Бока-ди-Катаро, неприкосновенности Рагузинской области и независимости Ионических островов; эта независимость и неприкосновенность не была, однако, ничем гарантирована. С. решился не обращать внимания на действие Убри в Париже, отклонился от каких бы то ни было сношений с австрийцами и французами и объявил, что будет ждать приказаний от самого государя. В конце июля ему уже было возвещено, что государь не утвердил мирных условий, подписанных Убри, и приказал их пересмотреть, поставив непременным требование независимости Далмации и Бока-ди-Катаро. Борьба продолжалась, С. подвигался на север по Адриатическому морю и начал занимать уже группу островов Курцоло, Брацо и Лиезино, лежащих севернее Рагузы. Борьба С. с французами возбудила против него неприязненные действия со стороны Али-Паши Янинского, турецкого наместника в Греции, а 18 декабря 1806 г. Турция, по настоянию Франции, открыто объявила войну России. Эскадра С. перенесла свои действия в Архипелаг и Мраморное море, где она должна была быть союзниками англичан. Появление ее здесь привело в такое же движение греческое население Мореи и Архипелага, в какое были уже приведены далматинцы и черногорцы. Новые успехи С. должны были содействовать усилению этого движения. С. занял остров Тенедос, отдававший в его руки вход в Мраморное море и около острова Ибиброса разбил 21 июня 1807 г. турецкую эскадру. Начавшиеся переговоры в Тильзите должны были повлечь за собою и мирные переговоры с Турцией; С. было предписано воздержаться от дальнейших наступательных действий. По условиям этого мира С. должен был оставить Архипелаг, предоставив французскому правительству посредничество при заключении мирного договора между Россией и Турцией. А так как Тильзитским миром подтверждались условия Пресбургского, то и Далмация и Бока-ди-Катаро должны были быть переданы французам. Все сделанное С. уничтожалось, Россия уступила свое место в Средиземном море Наполеону, и 5 октября 1807 г. пройдя Гибралтар, эскадра С. вышла в Атлантический океан. По выходе в океан С. сделал остановку в Лиссабонской гавани. Причиною этого была и неблагоприятствующая погода, и обстоятельства политического характера. Англия, не принявшая посредничества России в переговорах ее с Францией, после Тильзитского мира обнаружила неприязненное отношение к России. С., очевидно, пришлось бы столкнуться с английским флотом, который вряд ли бы согласился пропустить его в Балтийское море, и для этого ему нужно было озаботиться починкою своих судов. По отношению к нашим новым союзникам, французам, он держал себя, однако, крайне самостоятельно. Отъезд в Бразилию португальского принца регента, спасавшегося от Наполеона, не встретил со стороны С. никакого препятствия. Действовать заодно с французами С. согласился только после личного распоряжения Государя Императора, сделанного ему через морского министра П. В. Чичагова; да и после этого он резко старался разграничить враждебные действия французов против англичан от их стремления утвердить свое владычество в Португалии и Испании. Помогая им в первом случае, он держал себя совершенно пассивно в последнем. - Неудачи французов в Испании повлекли за собою и в Португалии капитуляцию англичанам маршала Жюно, заодно с которым и приходилось, главным образом, действовать С. Еще ранее ему было Высочайше повелено бороться с англичанами до последней возможности и лишь в крайнем случае, высадив на берег экипаж, сжечь корабли. При капитуляции Жюно С. старался выговорить, чтобы для русских кораблей лиссабонский порт считался нейтральным. Когда же это условие не было принято англичанами, С. все-таки удалось добиться того, что русская эскадра была сдана англичанам лишь на хранение и считалась как бы в залоге у английского корабля до заключения мира, адмирал ее и весь экипаж получали право свободного возвращения в Россию, и русский флаг не должен быть опущен, пока адмирал не покинет корабля (Лиссабонский договор 23 и 24 августа 1807 г.). 26 сентября того же года С. в сопровождении английской эскадры прибыл в Портсмут, причем в продолжение всего времени плавания английский адмирал Коттон уступал ему старшинство и отдавал почести по чину. В Англии С. оставался около года и 24 сентября 1809 г. прибыл в Петербург, совершив путь от Англии до России на английском транспортном судне: император Александр I принял его крайне холодно. "Твердость и самостоятельность, оказанные адмиралом С. при неотдаче Бока-ди-Котаро, - говорит в своих записках Шишков, - прогневали Наполеона и отразились на отношениях к нему самого Русского Императора. По требованию Наполеона С. был запрещен даже вход во дворец". Только в 1811 г. он был назначен командиром Ревельского порта. Его намерение поступить в годину Отечественной войны в ополчение было отклонено государем, и 21 апреля 1813 г. он был уволен в отставку по прошению. Только после восшествия на престол Николая І С. снова поступил на службу. Он был произведен в генерал-адъютанты; с 1826 г. присутствовал в комитете о раненных, а 6 декабря 1826 г. был назначен сенатором. Когда в 1827 г. возгорелась турецкая война, С. мечтал увидеть себя в знакомых водах Черного моря лицом к лицу со своим старым врагом; он надеялся получить командование черноморским флотом. Вместо этого ему было только приказано провести наши суда от Кронштадта до Портсмута и обратно. Последующие годы С. плавал по Балтийскому морю. Последнее свое плавание он совершил от Ревеля до Кронштадта в сентябре 1828 года в крайне ненастную погоду, причем сам вел свой корабль, не покидая ни на одну минуту руля. С. скончался в Петербурге 5 апреля 1831 г. Прекрасно образованный, хорошо знающий свое дело С. оставил по себе память человека тяжелого характера, но крайне самостоятельного и независимого по своим взглядам, свидетельством чего служит его деятельность 1805-1809 гг. Деятельность эта имеет историческое значение; она является интересным, хотя и малоизвестным эпизодом из истории, франко-русских отношений начала XIX века до 1812 г. и хорошо иллюстрирует то положение, в какое попадали деятели, воспитавшиеся на политических традициях Екатерины II, в царствование ее внука.

Рукописная биография Д. Н. С., принадлежит Имп. Русскому Истор. Обществу. - Формулярный список. - "Русская родословная книга", изд. "Русской Старины", т. І, стр. 293. - Словарь Бантыш-Каменского. - "Биографические очерки лиц, изображенных на памятнике тысячелетия России", изд. 1862 г. - "Российский гербовник". - Биография С., написанная Арцимовичем, в "Морском Сборнике", 1855 г., №№ 4, 5, 8, 10, 12; 1861 г. № 9. - "Записки адмирала Шишкова". - Вейдемейер, "Двор и замечательные люди России во второй половине ХVІII в." - "Жизнеописание первых российских адмиралов, или Опыт истории Российского флота". - Аркас, "История черноморского флота". - В. Б. Броневский, "Заметки морского офицера". - П. П. Свиньин, "Воспоминания о флоте".

М. Полиевктов.

{Половцов}

Сенявин, Дмитрий Николаевич

(1763-1831) - адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь), во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 г. после упорной осады взял занятую французами крепость на острове св. Мавры и много содействовал успеху осады Корфу. Участвовал почти во всех войнах Александровского времени.

Ср. Бантыш-Каменский, "Сенявин" ("Библиотека для чтения", 1838, т. XXXI); Арцымович, "Д. Н. Сенявин" (СПб., 1855).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сенявин, Дмитрий Николаевич" в других словарях:

    Сенявин, Дмитрий Николаевич - Дмитрий Николаевич Сенявин. СЕНЯВИН Дмитрий Николаевич (1763 1831), российский флотоводец, адмирал (1826). В русско–турецкую войну 1806 12 командующий эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях (1806 07), одержал победы в Дарданелльском и Афонском … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сенявин (Дмитрий Николаевич, 1763 1831) адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь); во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 году, после упорной осады, взял занятую французами… … Биографический словарь

    - (1763 1831) русский флотоводец, адмирал (1826), почетный член Петербургской АН (1826). В русско турецкую войну 1806 12 командовал эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях. (1806 07). Нанес поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1763 1831), флотоводец, адмирал (1826), генерал адъютант (1825), сенатор (1826), почетный член Петербургской АН (1826). Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1780). Отличился в морском сражении у мыса Калиакрия (31 июля 1791) в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сенявин. Дмитрий Николаевич Сенявин Дата рождения … Википедия

    - (1763 1831), флотоводец, адмирал (1826), почётный член Петербургской АН (1826). В русско турецкую войну 1806 12 командовал эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях (1806 07). Нанёс поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском сражениях… … Энциклопедический словарь

    Дмитрий Николаевич Сенявин 1763 1831 Место рождения Комлево Калужская губерния Принадлежность … Википедия

    Сенявин, Дмитрий Николаевич - СЕНЯ/ВИН Дмитрий Николаевич (1763 1831) российский флотоводец, адмирал (1826). Окончил Морской корпус (1780). С 1783 г. на ЧФ. Во время российско турецкой войны 1787 1791 гг. отличился в сражении у мыса Калиакра. В Средиземноморском походе Ф.Ф.… …

    Дмитрий Николаевич Сенявин - см. Сенявин, Дмитрий Николаевич … Морской биографический словарь

    1763 1831 Место рождения Комлево Калужская губерния Принадлежность … Википедия

Адмиралы Российской Империи внесли огромный вклад в становление нашей державы. Они являются ярким примером для потомков, которые помнят о героическом вкладе этих великих людей.

Одним из них является Дмитрий Николаевич Сенявин. Это русский адмирал, который в свое время командовал Балтийским флотом. Славу ему принесла победа Второй Архипелагской экспедиции над турками в а также при Дарданеллах, во главе которой он и состоял. Не менее важным в биографии Сенявина является и то, что он, находясь в чине флаг-капитана, осуществлял руководство над первыми строительными работами по возведению города-крепости, которая уже спустя год, с февраля 1783 г., стала именоваться Севастополем.

Семья

Дмитрий Николаевич Сенявин родился по новому стилю 6, а по старому 17 августа 1763 г. в д. Комлево, которая находилась в Боровском уезде Калужской области. Его семья принадлежала к известному в стране дворянскому роду, судьба представителей которого была неразрывно связана с русским флотом с самых истоков его основания.

Отец будущего адмирала, Николай Федорович, являлся премьер-майором в отставке. Некоторое время он состоял в должности генерал-адъютанта, проходя службу у Алексея Наумовича Сенявина, который был его двоюродным братом.

Дворянский род, к которому принадлежал будущий адмирал, восходил своими корнями к самому возрождению флота России. Так, дед известного флотоводца, Иван Акимович, служил боцманом при Петре I. При нем же он и дослужился до чина контр-адмирала.

Столь же блестящую карьеру удалось сделать и его брату Науму Акимовичу, отличившемуся в 1719 г. в боях со шведами недалеко от острова Эзель. Отец Дмитрия Николаевича в 1770-х годах являлся военным губернатором Кронштадта, дослужившись до чина вице-адмирала. Когда мальчику исполнилось десять лет, родитель лично отвез его в Морской кадетский корпус. Там он и оставил сына.

Учеба и начало службы

В Морской кадетский корпус будущего адмирала Д.Н. Сенявина зачислили в 1773 г. В учебе он проявлял большие способности, благодаря которым окончил это заведение одним из первых. Уже в возрасте 14 лет, в ноябрьские дни 1777 г., юношу произвели в гардемарины. В этом чине он проплавал три года, успев поучаствовать в нескольких кампаниях.

О времени учебы в корпусе и о начале службы адмирал Сенявин много рассказывал в своих поздних воспоминаниях. В этих описаниях был предан тот морской быт, который существовал во времена Очакова и покорения Крымского полуострова. Воспоминания старика носили несколько идеализированную форму. Например, он утверждал, что в те годы «все были румяны и веселы, а ныне вокруг можно увидеть лишь унылость, желчь и бледность».

Адмирал Сенявин был ярым приверженцем науки Суворова, и, настраиваясь только на победу, он всегда уповал на «дух русского воина», который позволяет преодолевать всяческие препятствия.

Биограф же описывал адмирала как «кроткого нравом и скромного, взыскательного и строгого по службе», указывая на то, что Сенявина любили как отца и уважали как справедливого начальника.

Продвижение по службе

Адмирал Сенявин, биография которого неразрывно связана с морем, прослужил гардемарином до 1780 г. После он сумел выдержать экзамен и стал мичманом. В этом чине он впервые отправился в свое дальнее плавание в г. Лиссабон. Целью похода являлась поддержка вооруженного нейтралитета императрицы Екатерины II, что было связано с войной за независимость, которая велась в североамериканских колониях.

Но все же основные экспедиции адмирала Сенявина проходили в бассейнах Средиземного и Черного морей. Уже в 1782 г. молодого мичмана перевели на корвет «Хотин», находящийся в Азовском флоте. Через год он получил чин лейтенанта. Во время строительства новой российской военно-морской базы (г. Севастополя) Сенявин, который находился в должности флаг-офицера, являлся ближайшим помощником адмирала Макензи. Тогда-то его и приметил генерал-губернатор Новороссии, которым являлся князь Потемкин. Вопросами строительства будущий адмирал занимался до 1786 г. После его перевели в плавающий состав, назначив командиром пакетбота под названием «Карабут», который поддерживал сношения с находящимся в Турции русским послом.

Стремительный карьерный рост

В 1787 г. - 1791 г. будущий адмирал Сенявин находился под командованием Ушакова. В этот же период, когда Россия вела войну с турками, ему пришлось пройти суровую боевую школу. В самом начале военных действий он являлся флаг-капитаном, проходя службу в эскадре Войновича. Уже 3.06.1788 г. Черноморский флот одержал победу у о. Фидониси. В этом сражении особенно отличился Ушаков, возглавлявший русский авангард.

В тот момент, когда достаточно сильный флот Турции старался помочь с моря осажденному русскими Очакову, Сенявина с пятью крейсерами послали к берегам Анатолии. Цель наших моряков состояла в отвлечении внимания турков и нарушении их путей сообщения. Историки сообщают, что уже здесь Сенявиным были проявлены незаурядные способности. Проводя свои первые самостоятельные действия, сумел взять несколько призов и уничтожить десяток турецких судов.
Принял участие Сенявин и в сражении при Калиакрии. Оно стало последним в русско-турецкой войне 1787 г. - 1791 г.

Подобные успешные действия способствовали тому, что Сенявин получил назначение на командование кораблем «Леонтий Мученик». После он стал возглавлять судно «Владимир». Уже на 4-й год войны (в 1791 г.) он являлся командиром судна «Навархия», находившемся в составе эскадры Ушакова.

Сражения с французами

После завершения боевых действий с Сенявин продолжил командование линейным кораблем, входящим в эскадру Ушакова. 13.08.1798 г. средиземноморский русский флот вышел из Севастополя. Он направился в Константинополь для соединения с кораблями Турции. Эта эскадра и выступила для сражения с французами.

Первой целью Ушакова были Ионические острова. Их необходимо было освободить от французской армии, чтобы создать здесь базу эскадры.

Самыми защищенными из всех островов были Санта-Мавра и Корфу. Взять первый из них и было получено Сенявину, который будучи командовал кораблем «Св. Петр». Помогал ему в этом фрегат «Навархия», а также два корабля турков. С возложенной на него задачей Сенявин справился успешно. Крепость Санта-Мавра пала 2 ноября. В своем сообщении о взятии острова Ушаков дал положительную оценку действиям, предпринятым Сенявиным.

Русские моряки взяли после осаду Корфу, а также прочие Ионические острова. После этого они освободили от французов Рим и Неаполитанское королевство.

Новые назначения

Эскадра Ушакова возвратилась в Севастополь в 1800 г. Отличившегося в боях Сенявина назначили командовать Херсонским портом. На той же должности с 1803 г. он стал служить в Севастополе. Еще спустя год Сенявина назначили флотским начальником и перевели в Ревель. Здесь он находился вплоть до 1805 г. В том же году его поставили командовать русской эскадрой, которую отправили в Севастополь для выполнения новой боевой задачи.

Карьера Сенявина в начале 19 века

После того как Россия в конце 18 в. смогла одержать ряд побед, при руководстве ее войск великим полководцем Суворовым и замечательным флотоводцем Ушаковым ее влияние на европейские дела и международное значение значительно усилились.
В этот же период велась борьба между Англией и Францией, вступившими на капиталистический путь развития. Эти страны сражались за мировое господство. При этом агрессивная политика Наполеона стала угрожать интересам России. Это и привело к обострению противоречий между великими государствами.

С 1804 г. Россия предприняла ряд мер, направленных на концентрацию сил в Средиземном море. Она увеличила количество боевых кораблей и перебросила из Севастополя на о. Корфу пехотную дивизию.

Весной 1805 г. Россия и Англия заключили между собой договор, утвердивший совместные действия государств, направленные против Франции. В этот союз вошли также Неаполь и Австрия.

В сентябре 1805 г. в Архипелаг из Крондштата была направлена русская эскадра, возглавляемая Д.Н. Сенявиным, который перед этим был произведен в вице-адмиралы. Экспедиция благополучно прибыла на Корфу. Здесь Сенявин вступил в командование русскими сухопутными и морскими силами в средиземноморье. Основная задача вице-адмирала касалась защиты Ионических островов, которые служили базой русского флота, а также недопущения захвата Наполеоном Греции.

Практически сразу Сенявин начал совершать активные действия. Им была занята Черногория, а также область Каттаро. Для того чтобы привлечь на свою сторону местное занятых русскими областей были по его приказу освобождены от всяческих повинностей. Кроме того, под руководством Сенявина было организовано конвоирование судов, направляющихся в Константинополь и в Триесту, что в значительной мере активизировало торговлю в этих областях.

В декабре 1806 г. подстрекаемая Наполеоном Турция решила объявить войну России. И уже в начале января следующего года в Корфу была отправлена новая эскадра, командование которой осуществлял капитан-командор Игнатьев.

Поход в Эгейское море

Из России адмиралу Сенявину пришла инструкция, из которой следовало, что его задачей является захват Константинополя, блокада Египта, защита Корфу, а также препятствие сообщению между Францией и Турцией. Если бы адмирал слепо следовал всем предписаниям, то он обязательно был бы разбит, распылив имеющиеся в его распоряжении силы. Сенявин принял верное решение, оставив часть своей армии защищать Корфу, уйдя с оставшимися войсками на Архипелаг для решения основной задачи. В феврале 1807 г. его эскадра отправилась в воды Эгейского моря. Для того чтобы обеспечить внезапность предпринятых им действий, Сенявин приказал задерживать все встречающиеся на его пути купеческие корабли. Таким образом, никто не смог предупредить противника о приближении русской эскадры.

Сражение за Дарданеллы

Правительство России надеялось, что англичане направятся на помощь Сенявину, выдвинув в Эгейское море эскадру адмирала Дукворта. Этого, однако, не произошло. Англичане, попытавшиеся предупредить события, решили захватить Константинополь раньше, чем это сделают русские. В феврале 1807 г. эскадра Туманного Альбиона прошла мимо Дарданелл и появилась вблизи Константинополя. Англичане начали вести с турками переговоры, во время которых последние сумели значительно укрепиться в проливе. Дукворт покинул прибрежные воды Константинополя, неся во время своего отступления большие потери.

В то время, когда Сенявин подошел к Дарданеллам, они были сильно укреплены. Его боевая задача очень сильно была осложнена. Дукворт на помощь нашей эскадре не пришел, отправившись на Мальту.

После этого русским адмиралом был собран военный совет, который решил не предпринимать ничего, кроме блокады Дарданелл. Для создания маневренной базы русскими войсками была захвачена крепость Тенедос, которая находилась на близлежащем острове. После этого и началась блокада Дарданелл. Она представляла собой дежурство двух кораблей у пролива, не допускавших в крепость торговые корабли. Все эти действия вызвали голод в Константинополе и недовольство его жителей. Для снятия блокады турки отправили в пролив свой флот.

Дарданелльское сражение произошло 10 мая 1807 г. Наша эскадра, воспользовавшись благоприятными для нее юго-западными порывами ветра, направилась на сближение с противником. Флот турков не пожелал принять сражение и пошел к Дарданеллам. К восьми часам вечера русская эскадра догнала противника, вступив с ним в бой. Русские корабли, численность которых была значительно меньше, прекрасно маневрировали. Они не придерживались единого строя и использовали огонь одновременно с обоих бортов. В темноте ночи турецкие батареи производили выстрелы не только по русским. Порой они попадали и в свои корабли. Сражение длилось до полуночи. В результате 3 корабля противника, которые не могли перемещаться из-за сильных повреждений, приткнулись к отмели, а остальные сумели проскочить в Дарданеллы.

На рассвете 11 мая турки начали буксировку своих поврежденных судов. Сенявиным при этом был отдан приказ атаковать корабли противника. Только один из них сумел проскочить в Дарданеллы. Два других были выброшены турками на берег. Этим и закончилось сражение под Дарданеллами, которое вывело из строя три турецких боевых судна. Потери противника в живой силе при этом достигли 2000 человек.
Блокада Дарданелл привела к полному прекращению поставок продовольствия в Константинополь. Недовольство местного населения усилилось, вследствие чего произошел переворот, свергнувший Селима III, после которого власть получил султан Мустафа IV.

Поражение турецкому флоту было нанесено и в Афонском сражении, которое состоялось 19.06.1807 г. Здесь Сенявин применил новейшие способы ведения боя, использовав атаки кильватерной колонны, нападение на один вражеский корабль двумя русскими и т.д. За проявленное мужество флотоводца наградили почетным орденом Святого Александра Невского.

Возвращение на Балтику

12.08.1807 г. пораженная на море Турция вынуждена была подписать перемирие. Согласно мирному Тильзитскому договору Александр I уступил Наполеону Далматские и Ионические острова. Кроме того, Турция получила назад свой остров Теодос. Узнав об этом, Дмитрий Николаевич не мог сдержать слез. Такой договор перечеркнул все победы русского флота. Вскоре его эскадра вернулась на родину. Сенявина направили на Балтику.

В период войны с Наполеоном Сенявин командовал Ревельской эскадрой, которая патрулировала у английских берегов. Флотоводец считал это бездействием. Он написал рапорт о переводе, но тот так и остался без ответа. В 1813 г. вице-адмирал Сенявин ушел в отставку, получив при этом только половинную пенсию. Семья Дмитрия Николаевича терпела материальные трудности.

Но все изменилось после прихода к власти Николая I. Сенявин вернулся на службу. Царь назначил его личным генерал-адъютантом, переводя после командиром Балтийского флота. В адмиралы Сенявин был произведен в 1826 г. И уже в следующем году к ему вручили алмазные знаки. Произошло это после победы совместной эскадры России, Франции и Англии над турецко-египетскими кораблями в

В 1830 году Дмитрий Николаевич серьезно заболел. 5.04.1831 г. он скончался. Похороны русского адмирала прошли весьма торжественно. Командование почетным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка при отдании последних почестей Сенявину осуществлял сам Николай I.

Память

Адмиралы Российской Империи не забыты благодарными потомками. Живет в наших сердцах и память о Дмитрии Николаевиче Сенявине.

Так, его именем назван морской технический колледж. Это учреждение образования, история которого началась 8.06.1957 г., находится в г. Санкт-Петербурге. В начале своей деятельности оно было школой фабрично-заводского обучения. На сегодняшний день это морской технический колледж им. адмирала Д.Н. Сенявина, который готовит специалистов, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, для рыбопромыслового, речного и морского флота.

В водах Тихого океана с 1954 г. по 1989 г. служил крейсер «Адмирал Сенявин». Это было легкое судно, построенное по проекту «68-бис».

Изображен Д.Н. Сенявин на памятнике «1000-летие России». Находится он в Новгороде, в самом центре его кремля. Это уникальный памятник, аналогов которому в мире просто не существует. Поставлен он не в честь одного события и посвящен не одному человеку. Он повествует потомкам о целом тысячелетии и увековечивает память всего народа. Идея создания этого монумента принадлежит Александру II. Всего на памятнике «1000-летие России» изображено 109 фигур государственных деятелей, героев и военных, просветителей и мастеров искусств, которые были утверждены лично царем.

Тот, кто хоть раз в своей жизни увидит эту колоссальную массу металла в виде безмолвного колокола, не сможет забыть о ней уже никогда. Так же, как не забываются подвиги тех русских людей, которые верой и правдой служили во благо своей Отчизны.

Существуют свидетельства о том, что прославленный адмирал Федор Федорович Ушаков неоднократно повторял: «Я не люблю, не терплю Сенявина, но он отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честью быть моим преемником в предводительствовании флотом».

Несходство характеров двух талантливейших флотоводцев не мешало им по достоинству ценить друг друга. Д. Н. Сенявин успешно продолжил дело своего учителя, творчески развил тактику ведения морского боя, обогатив ее новыми приемами. Время давно определило его место в русской истории как одного из создателей национальной школы военно-морского искусства.

Родился Дмитрий Николаевич Сенявин 6 августа 1763 года в селе Комлеве Боровского уезда. Как и большинство русских адмиралов, в детстве он не слышал ни гула прибоя, ни крика чаек, не видел морских просторов. Однако семейные традиции делали встречу с морем неизбежной: Сенявины были среди тех первенцев «гнезда Петрова», кто создавал военно-морской флот России, кто победил непобедимых до того шведов.

Грамоте мальчика обучил приходский священник. Дальнейшее обучение девятилетний Митя продолжил в городской школе (других учебных заведений в Боровске не было), в которой учились солдатские дети. Через год он поступил в Морской корпус.

Морской корпус находился тогда в Кронштадте и содержался весьма небрежно. Директор корпуса Иван Логинович Голенищев-Кутузов был обременен заботами по Адмиралтейству и частенько ездил в Гатчину ко двору наследника и генерал-адмирала Павла Петровича. Всеми делами в корпусе заправлял майор Голостенев, человек нрава крутого и большой любитель выпить. Этому «педагогу» доверил сына в феврале 1773 года Николай Федорович, сказавший на прощание: «Прости, Митюха, спущен корабль на воду, сдан Богу на руки. Пошел!»

С этого началось обучение Дмитрия Сенявина. Кадетов учили многим наукам, необходимым морякам: математике, астрономии, штурманскому и корабельному делу, иностранным языкам и т. д. Учили весьма хорошо, но присмотра за детьми не было никакого. Поэтому среди юнцов процветали леность и дурное поведение. Попав в такую среду, быстро сделался ленивцем и резвецом (хулиганом) свежеиспеченный кадет Сенявин. Три года просидел он в одном классе и вознамерился было совсем уйти из корпуса.

Намерения юноши стали известны родственнику, капитану первого ранга Сенявину. Он пригласил племянника к себе домой, отечески побеседовал с ним, а затем кликнул людей с розгами, и те славно высекли лоботряса. По окончании экзекуции дядя обласкал Дмитрия, но решительно предупредил: или прилежная учеба, или же «секанцы» каждую неделю.

Возвратясь в корпус и хорошенько поразмыслив, будущий адмирал сел за уроки. Память у него была отменная, а теперь появилось и прилежание. Очень скоро Сенявин стал одним из лучших среди воспитанников. Подействовали на него и рассказы старшего брата, Сергея, возвратившегося из плавания. Дмитрий твердо решил стать моряком. В 1778 году он был произведен в гардемарины и отправился в свое первое плавание на корабле «Преслава».

В начале 1780 года состоялись выпускные экзамены, Дмитрий Сенявин был лучшим по набранным баллам. 1 мая он получил назначение на корабль «Князь Владимир». А вскоре капитан бригадирского ранга Никифор Палибин повел корабли в Португалию, и мичман Сенявин впервые увидел просторы Атлантического океана.

В это время на Черном море началось строительство крупных парусных кораблей. Для комплектования их экипажей с Балтики на юг направлялись офицеры и матросы, имевшие опыт службы на таких судах. Отправился в 1782 году во главе партии из 13 матросов в Таганрог и Дмитрий Сенявин, вернувшийся из океанского похода.

Он был уже достаточно опытным мореходом, однако в битвах участия еще не принимал. В тишине прошли и его первые черноморские годы. На фрегатах «Крым» и «Скорый», на 66-пушечном корабле «Слава Екатерины», на двухмачтовом галионе «Темерник» крейсировал Дмитрий Николаевич, ставший уже лейтенантом (1783 год), у северного побережья Черного моря.

В 1786 году молодой лейтенант вступил в командование пакетботом «Карабут». На этом маленьком суденышке он доставлял депеши русскому посланнику в Турции Я. И. Булгакову. Встречи их были частыми. Маститый дипломат не гнушался бесед с молодым офицером, и, возможно, именно в Стамбуле Сенявин получил ценнейшие уроки политической игры, пригодившейся ему в дальнейшем.

Видимо, собеседники немало рассуждали и о вероятности войны с Турцией. Султан не мог смириться с потерей Крыма, а Россия намерена была и дальше укрепляться и расширяться в Крыму и Причерноморье. Об этом свидетельствовала демонстративная поездка императрицы Екатерины II в «полуденные края» в 1787 году.

В мае этого года Дмитрий Николаевич стал капитан-лейтенантом и назначен флаг-капитаном контр-адмирала М. И. Войновича, командующего Севастопольской эскадрой. Его-то и послал адмирал в Кременчуг навстречу императрице и Потемкину, чтобы доложить о готовности моряков принять августейшую особу. Видимо, всесильный фаворит заметил и запомнил молодого офицера.

В сентябре 1787 года война началась. Эскадра Войновича после неоднократных обращений Потемкина вышла в море. Поход оказался очень неудачным. Жесточайший шторм разметал русские корабли. Флагманское судно «Преображение Господне», на котором находились Войнович и Сенявин, оказалось на краю гибели: вода в трюме стремительно прибывала, помпы не работали. Матросы уже оделись в чистое белье, адмирал находился в полной растерянности. Лишь флаг-капитан не растерялся. Топором он обрубил ванты, на которых раскачивалась сломанная мачта. Затем Сенявин кинулся в трюм и организовал откачку воды. Трехчасовая каторжная работа завершилась тем, что корабль был спасен.

В кампанию 1788 года Севастопольской эскадрой по-прежнему командовал М. И. Войнович, авангардом эскадры - вновь Ф. Ф. Ушаков, а Дмитрий Николаевич, как и в прошлый год, был правой рукой командующего. 3 июля эскадра двинулась к Очакову и недалеко от острова Фидониси обнаружила турецкий флот, блокировавший Днепровско-Бугский лиман. Ф. Ф. Ушаков, командовавший авангардом, применил ряд новых тактических приемов, оказавшихся неожиданными для противника, и одержал победу.

Войнович и Сенявин находились вдали от битвы. Они видели все, но адмирал ничего не понял и не принял из действий Ушакова. А его флаг-капитан наблюдал памятливо, цепко, смекалисто, все наматывая на ус.

Войнович отправил своего любимца вестником победы к Потемкину, от Потемкина Сенявин помчался курьером в Петербург, где удостоился аудиенции у Екатерины II. На флот он вернулся капитаном второго ранга и стал генеральс-адъютантом фаворита.

Дмитрий Николаевич не стал отсиживаться на главной квартире. В сентябре 1788 года во главе отряда из четырех кораблей он двинулся к турецким берегам. С ходу ворвались русские корабли в Синопскую бухту и напали на пятерку вражеских судов. Пока береговые батареи открыли огонь, одно турецкое судно было потоплено, другое захвачено в плен. Корабли же Сенявина благополучно выбрались из бухты. Далее отряд двинулся вдоль анатолийских берегов. 13 транспортов с турецкой пехотой и конницей, провиантом пошли на дно. Поставленная задача была блестяще выполнена. Наградой удальцу стал орден св. Георгия 4-й степени.

В 1789 году Сенявину довелось совершить «ледовый поход». Потемкин поручил ему провести корабль «Св. Владимир», вмерзший в лед лимана, под огнем турецких боевых кораблей. Капитан второго ранга успешно выполнил приказ и получил право носить орден св. Владимира 4-й степени с бантом.

В 1790 году он стал командиром корабля «Навархия» и служил под командованием адмирала Ушакова. У прославленного флотоводца прошел он настоящую школу военно-морской науки, учился умению побеждать.

В мирные годы Д. Н. Сенявин продолжал командовать кораблями, в 33 года стал капитаном первого ранга, обзавелся семьей. Женой его стала Тереза, дочь австрийского генерального консула в Яссах. В 1798 году у него родился первенец Николай. И в тот же год Дмитрий Николаевич ушел в далекий морской поход.

Началась экспедиция в Средиземное море. Русско-турецкий флот Ф. Ф. Ушакова лег курсом на Ионические острова, захваченные французами. Сенявин участвовал во всех сражениях, где гений Ушакова достиг зенита. Ему пришлось вести корабельные поединки, осуществлять блокаду, высаживать десанты, вести дуэли с береговой артиллерией и, наконец, штурмовать бастионы. И везде он, по признанию адмирала Ушакова, «являл отличное искусство и неустрашимую храбрость». Сенявин стал кавалером ордена Анны 2-й степени и получил чин капитана бригадирского ранга. В октябре 1800 года эскадра возвратилась в Севастополь.

Дальнейшая судьба Дмитрия Николаевича изобиловала и возвышениями, и падениями. В сентябре 1803 года он был произведен в контр-адмиралы, через год назначен флотским начальником в Ревель, а в августе 1805 года стал вице-адмиралом. Последнее повышение в чине связано с ответственнейшим поручением императора - возглавить экспедицию эскадры русских кораблей в Средиземное море.

В начале XIX века отношения между Россией и Турцией вновь обострились. В 1806 году, воспользовавшись тем, что русская армия была вовлечена в борьбу с наполеоновской Францией в Европе, Высокая Порта объявила России войну. Русское командование, видя неизбежность столкновения, разработало планы боевых действий, предусматривавшие широкое использование сил флота. Главный удар планировалось нанести по Стамбулу. Для этого Черноморский флот должен был войти в Босфор и высадить 15 - 20-тысячный десант. Со стороны Средиземного моря к турецкой столице в это время должна была прорваться и объединенная русско-английская эскадра. Действия русских сил на Дунае отвлекали турок от направления основного удара. Для реализации этих планов и направлялась в Средиземное море эскадра Сенявина.

10 сентября 1805 года корабли двинулись в путь. Через месяц эскадра прибыла к английским берегам. В Англии были куплены и подготовлены к походу бриги «Аргус» и «Феникс». В декабре началось океанское плавание. Адмирал не позволял морякам бездельничать: на кораблях постоянно проводились учения - артиллерийские и ружейные. Дмитрий Николаевич строго следил за соблюдением мер гигиены: трюмы ежедневно проветривались, окуривались пороховым дымом, отсеки и кубрики мылись с уксусом. Он строго запретил матросам спать в волглом белье, пользовался любой возможностью освежить запасы воды и провизии. Ни на одном корабле за время пути не возникло заразных болезней. В те времена это был результат, вызывающий удивление.

В 1806 году начались боевые действия в Адриатическом море и на Балканском полуострове. Выполнить намеченные планы не удалось: Черноморский флот не смог вовремя подготовиться к высадке десанта, а англичане попытались самостоятельно совершить прорыв в Дарданеллы и захватить Стамбул. Попытка успехом не увенчалась.

В связи с изменившейся обстановкой вице-адмирал Д. Н. Сенявин, ставший главнокомандующим русскими силами в Средиземном море, решил блокировать Дарданеллы, чтобы лишить турок подвоза продовольствия в столицу из Египта, принудить турецкий флот выйти в море и, навязав ему решительный бой, уничтожить.

Базой русского флота в Эгейском море стал остров Тендрос, захваченный в марте 1807 года. Блокада пролива продолжалась до конца августа. В Стамбуле начались голодные бунты. Турецкий флот вынужден был активизировать свои действия в архипелаге, в результате чего произошло два крупных морских сражения, завершившиеся победами русских моряков.

Особенно прославила имя Сенявина вторая, Афонская, битва, состоявшаяся 19 июня 1807 года. В Афонском сражении соотношение сил было следующим. Эскадра вице-адмирала Сенявина состояла из 10 линейных кораблей, фрегата, вспомогательного судна и флотилии малых греческих вооруженных судов (всего 754 орудия). Турецкий флот, во главе которого стоял капудан-паша Сейит-Али, насчитывал 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета и 2 вспомогательных судна (всего 1196 орудий).

Турки значительно превосходили русскую эскадру. Русские же превосходили турок в искусстве маневрирования, применения артиллерии и обладали высокими морально-боевыми качествами.

Д. Н. Сенявин заблаговременно разработал план предстоящего сражения и в соответствии с ним готовил свою эскадру к бою. В боевом приказе он обратил внимание моряков на необходимость вести бой на минимально короткой дистанции, чтобы наиболее эффективно использовать артиллерию всех калибров.

Встреча противников произошла утром 19 июня у острова Лемнос, близ полуострова Афон. Обнаружив неприятельский флот, шедший в кильватерной колонне на север, русская эскадра двинулась на противника и около девяти часов решительно атаковала его с дистанции 0,5 кабельтова (92 м).

Шесть кораблей, развернувшись бортом, нанесли сокрушительный артиллерийский удар по флагманам противника, четыре корабля под командованием самого Сенявина охватили авангард неприятельской эскадры. Завязалось ожесточенное сражение, которое продолжалось несколько часов. Русские моряки проявили мужество и героизм. Особенно отличился экипаж корабля «Рафаил», первый атаковавший противника и нанесший серьезные повреждения флагманскому судну турок.

Турецкие моряки дрались с отчаянным мужеством и иногда предпочитали взрывать свои корабли, нежели сдавать их. Однако бой закончился разгромом турецкого флота. Турки потеряли восемь кораблей (один из них, «Седдуль-Бахр», был взят в плен), остальные бежали и укрылись в Дарданеллах. Потери в личном составе составили у них около двух тысяч убитыми, ранеными и пленными. Русская эскадра потерь в кораблях не имела, убито и ранено было около 250 человек.

Разгром турецкого флота в Афонском сражении и эффективная блокада эскадрой Сенявина Дарданелл оказали существенное влияние на исход русско-турецкой войны.

Вице-адмирал Д. Н. Сенявин проявил себя как выдающийся флотоводец, сумевший добиться решительной победы над численно превосходящим противником. Он творчески развил передовую маневренную тактику русского флота, обогатив ее новыми, более совершенными приемами ведения морского боя: проведением атаки несколькими взаимодействующими между собой тактическими группами кораблей; нанесением главного удара превосходящими силами по флагманским кораблям в центре с одновременным охватом головы эскадры неприятеля и т. д.

Боевые действия эскадры Сенявина в архипелаге продолжались до конца августа 1807 года и прекратились в связи с начавшимися переговорами в Тильзите, которые повлекли за собой и мирные переговоры с Турцией. Эскадре было предписано покинуть архипелаг и возвращаться в Россию. Сенявину царь пожаловал орден св. Александра Невского.

Победителям предстояло возвращаться в Кронштадт, а после Тильзитского мира англичане превратились из союзников в противников. Тем не менее, корабли двинулись в далекий поход. В Атлантике жестокий шторм изрядно покалечил изношенные корабли русской эскадры. Пришлось искать прибежища в Лиссабоне. Здесь-то и проявились в полную силу исключительные дипломатические способности Дмитрия Николаевича. Он сумел преодолеть попытки французов и англичан использовать русскую эскадру в своих интересах. Однако ему пришлось согласиться с требованием английского адмирала: не считаясь плененной, эскадра отстоится в английском порту до окончания войны.

Долго мучились в Портсмуте русские моряки. Лишь в сентябре 1809 года вернулись они в Россию. В 1813 году прославленный флотоводец вынужден был уйти в отставку: царь не простил ему инициативы и самостоятельности, проявленных в тяжбе с Наполеоном и англичанами.

Лишь в 1826 году император Николай I вернул опального флотоводца на службу, пожаловав в генерал-адъютанты. Сперва самодержец убедился в лояльности Сенявина, а затем назначил членом Комитета образования флота. Работы было много. Члены комитета вникали в проблемы кораблестроения, устройства портов, занимались артиллерией и т. д.

Закат Дмитрия Николаевича был светлым. Его произвели в полные адмиралы, назначили в Сенат, избрали в академики. Однако здоровье становилось все хуже и хуже.

5 апреля 1831 года прославленного адмирала не стало. Вся столица была взволнована церемонией его похорон: сам государь император Николай Павлович командовал взводом гвардейцев, провожая усопшего в Александро-Невскую лавру. Признание пришло, хотя и слишком поздно. Именем Д. Н. Сенявина назвали корабль, остров в Тихом океане, пролив у берегов Чукотки.

«Адмирал Сенявин»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

Бронирование

Вооружение

Артиллерия

  • 12 - 152-мм/57.

Зенитная артиллерия

  • 12 - 100-мм/56 универсальных орудий;
  • 32 - 37-мм/67 артустановок.

Торпедное вооружение

  • 2x5 533-мм ТА.

Однотипные корабли

«Адмирал Сенявин» - советский лёгкий крейсер проекта 68-бис . Большую часть службы провёл на Тихоокеанском флоте. В 1966-1972 годах перестроен в крейсер управления по проекту 68-У2, и в этом качестве служил вплоть до списания в 1989 году.

Общие сведения

Корабль проекта «68-бис» в сравнении с проектом «68-К» отличался увеличенными массогабаритными характеристиками, цельносварным корпусом, удлинённым полубаком, улучшенными условиями обитаемости, несколько увеличенной мощностью паротурбинных двигателей на полном ходу, количественнно более мощной артиллерией вспомогательного и зенитного калибров, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель, более современными навигационным и радиотехническим вооружением и средствами связи, увеличенной автономностью (до 30 суток) и дальностью плавания (до 9000 миль). Проект 68-бис явился «базовым проектом» для последующих модификаций: пр. 70-Э и кораблей управления проектов 68-У1 и 68-У2.

История создания

Предшественники

Предшественниками крейсеров проекта 68-бис являлись лёгкие крейсера проекта 68-К , заложенные ещё до Великой Отечественной войны.

Учебный крейсер «Комсомолец» проекта 68-К на Неве, начало 1970-х годов

Войдя в строй в начале 1950-х и будучи на тот момент самыми крупными и современными артиллерийскими кораблями ВМС СССР, крейсера проекта 68-К несли службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах - участвовали в учениях, дальних походах и зарубежных визитах официальных лиц СССР. Последний из крейсеров этого типа - «Комсомолец» - пережил всех своих собратьев, прослужив в качестве учебного крейсера до 1979 года.

Постройка и испытания

31 октября 1951 года - заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе»), город Ленинград. При строительстве крейсер получил заводской №437.

Модернизации и переоборудования

В связи с качественным и количественным совершенствованием средств связи ВМФ СССР стал нуждаться в штабных кораблях, которые позволяли бы в полной мере организовывать связь и координацию многочисленных эскадр в любой точке мирового океана. Авианосные крейсера типа «Киев» , изначально задуманные, кроме прочих функций, для роли флагманских и штабных кораблей, к концу 1960-х годов ещё только проектировались, поэтому возникла идея о переоборудовании в штабные корабли нескольких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис . Первым модернизировали «Жданов» по проекту 68-У1. На корабле была демонтирована задняя башня главного калибра и на юте устраивалась вертолётная площадка, а на месте снятой башни оборудовали надстройку с ЗРК «Оса-М». Зенитное вооружение усилили также четырьмя спаренными 30-мм автоматами АК-230 с системой автоматического наведения. Кроме того, корабль получил существенно расширенную номенклатуру средств связи, а для размещения антенных постов была добавлена третья мачта (бизань).

«Адмирал Сенявин» был начат модернизацией позже «Жданова» (в конце 1966 года) и перестраивался по изменённому проекту 68-У2. Согласно ему крейсер лишился обеих задних башен главного калибра, а также шести автоматов В-11М, зато в добавленной на их месте надстройке разместился ещё и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-25, а число 30-мм башенных установок увеличили до восьми. В остальном переоборудование было подобно «Жданову».

Пуск зенитной ракеты «Оса» с однотипного «Жданова»

Для решения основных задач (управления и связи) корабля управления на крейсере «Адмирал Сенявин» при его переоборудовании предусматривался комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал в себя: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры).

Групповой штабной оперативный пост (пост № 51 по заводской нумерации) включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие.

Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков. Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.

Установленная на крейсере при модернизации аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь.

Новая надстройка с зенитными автоматами на «Адмирале Сенявине» после модернизации по проекту 68У2, 1972 год

Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по проводным и радиорелейным линиям. Надёжная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тысяч километров, а при использовании ретранслятора - 12 тыс. км. На линиях космической связи была возможна связь с любым районом Мирового океана через спутники.

Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надёжную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооруженных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, и так далее).

Работу средств связи обеспечивало более 60 антенн, размещённых с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приёмные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях: передающие в корме, приёмные - в центре и на баке. В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нём установили третью мачту на расстоянии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции «Вяз» и космической связи «Цунами». Для повышения надёжности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну.

Аппаратура радиосвязи размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий радиоцентр. На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли.

Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям ВМФ. В частности, в добавленной на корме надстройке был предусмотрен кубрик музкоманды и мощная типография.

При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлаждённого и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлаждённым воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля.

Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.

В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе». В ходе модернизации на крейсер установили комплексы «Кристалл» и «Карат-М».

Характеристики крейсера после модернизации по проекту 68-У2

После модернизации по проекту 68-У2 изменились основные данные крейсера.

Водоизмещение составило: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность машин 2 х 55 000 л. с.

Вооружение: 2 х 3 152-мм башен МК-5-бис, 6 х 2 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 37-мм В-11 зенитных орудий, 8 х 2 30-мм автоматических зенитных установок АК-230, 1 х 2 ПУ ЗРК «Оса-М».

Описание конструкции

Корпус

Впервые в практике советского крейсеростроения реализован цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного).

Конструктивная подводная минно-торпедная защита включает в себя: двойное дно корпуса (протяжённость до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля значительную роль играет смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части, и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях, а также включение «броневой цитадели» в силовую схему корпуса. Расположение служебных и жилых помещений практически идентично крейсеру типа «Чапаев» (проекта 68-К).

Водоизмещение 14700/16300 т.

Размерения 210/205x22/21/4x6.76/7.26 м

Бронирование

Бронирование - толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях - 20 мм.

Нижняя палуба - 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой - 100 мм.

Боевая рубка: бок - 130 мм, палуба - 30 мм и крыша - 100 мм, запасной командный пункт - 10 мм.

Труба защиты проводов - 50 мм.

Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки - 10 мм, КДП - 13 мм, кожухи дальномеров - 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты - 10 мм. Бронеканалы - 10 м.

Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм.

Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.

Главная энергетическая установка

Главная корабельная энергетическая установка (ГЭУ) крейсеров пр. 68-бис, в целом, аналогична ГЭУ крейсеров типа «Чапаев» (пр. 68-к). Состоит из двух автономных эшелонов, размещённых в восьми отсеках. Проектный вес ГЭУ составил - 1911 тонн. Включает: шесть главных вертикальных, водотрубных паровых котлов треугольного типа КВ-68, с естественной циркуляцией (по одному в котельном отделении), оборудованы системой принудительного вентиляторного наддува воздуха в котельные отделения, паропроизводительность каждого, на полном ходу (с учетом 15-процентной перегрузки) - 115000 кг/ч, рабочее давление пара - 25 кгс/см², температура перегретого пара - 370°±20°С, испаряющая поверхность нагрева - 1107 м², удельный вес - 17,4 кг/л.с.; Два главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) - типа ТВ-7, номинальная мощность каждого - 55 000 л.с., суммарная максимальная проектная мощность полного переднего хода - 118100÷128000 л.с., заднего хода - 25270 л.с. (25200÷27000 л.с.), каждый ТЗА вращает один валопровод, длина валопровода по правому борту - 84,9 метра, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 метра, гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый, с частотой вращения - 315 об/мин; Вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы, системы и арматуру.

Главные котлы типа КВ-68 постройки судостроительных заводов, уже не соответствовали уровню развития котельной техники 1950-х годов (имели сравнительно большой удельный вес и низкие параметры пара)… Крейсера проекта 68-бис явились последними кораблями, оборудованными котлами типа КВ-68, на советские корабли нового поколения эти котлы не устанавливались.

Главные ТЗА типа ТВ-7, производства Харьковского турбогенераторного завода (ХТГЗ), в целях повышения надёжности, оборудованы регулируемыми направляющими лопатками (направляющим аппаратом) на входе активной ступе­ни, что обеспечило снижение уровня усталостных напряжений в рабочих лопатках с активными профилями.

Каждый ТЗА работал на свой валопровод (обороты гребных валов - 315 об/мин). Длина валопровода по правому борту - 84,9 м, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 м. Гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый.

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис паропроизводительностью по 10,5 т/ч, обеспечивали отопление и бытовые нужды экипажа на стоянке. Выработку электроэнергии обеспечивали пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора типа ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый.

Проектный вес ГЭУ составил 1911 тонн.

Состав главной, котлотурбинной энергетической установки (ГЭУ):

Шесть главных паровых котлов типа КВ-68;

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис;

Два главных турбозубчатых агрегата, типа ТВ-7, общая мощность - 118 100 л.с. (86 800 кВт).;

Пять турбогенераторов типа ТД-6;

Четыре дизель-генератора типа ДГ-300.

Вооружение

Артиллерийское:

12 (4×3) × 152-мм (орудия Б-38 в башенных установках МК-5бис)

Зенитная артиллерия:

12 (6×2) × 100/56-мм

32 (16×2) × 37-мм (МЗА В-11М)

Торпедное:

2 × 5 - 533-мм (ПТА-53-68).

История службы

Лёгкий крейсер «Адмирал Сенявин» в 1956 году на параде

7 сентября 1955 года, после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток, вошёл в состав КТОФ.

В мае 1960 года направлен на консервацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован.

С 31 декабря 1966 года по 24 июля 1972 года - модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке в крейсер управления по проекту 68-У2.

В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе».

13 июня 1978 года - во время зачётных стрельб на корабле произошёл пожар и взрыв в первой носовой башне ГК, погибли 37 человек.

ТИХООКЕАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ

13 июня Тихоокеанский флот отметил скорбную дату - 25-летие со дня взрыва в башне главного калибра крейсера «Адмирал Сенявин».

Крейсер «Адмирал Сенявин» - флагман Тихоокеанской эскадры - 13 июня 1978 года вышел в море для выполнения артиллерийской стрельбы главным калибром. В тот год, после посещения Тихоокеанского флота и этого корабля Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, многие стремились попасть на флагман. Не преминули посетить крейсер известные культурные работники, приехавшие незадолго до начала учений из Москвы и Ленинграда. Часть из них вышла в море на стрельбы.

В творческой бригаде были Алим Кешоков, Марк Захаров, Людмила Щипахина, Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом «Правды» Сергей Кошечкин и постоянный корреспондент газеты «Красная звезда» по Тихоокеанскому флоту поэт Леонид Климченко.

Корабли эскадры снялись с якоря и взяли курс на учебный полигон. В кильватере за «Адмиралом Сенявиным» следовал другой крейсер - «Дмитрий Пожарский».

Гостям сообщили, что первоначально будет произведена подготовительная стрельба главным калибром, затем зачетная. Вскоре послышались команды, и крейсер вздрогнул всем корпусом - «заработал» главный калибр.

Было время обеда. Все гости собрались в кают-компании, кроме постоянного корреспондента «Красной звезды» Леонида Климченко. Как истинный военный журналист, он направился в первую башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы «изнутри». Залп, второй... Гости оживились и стали подниматься на ходовой мостик. После восьмого залпа что-то вдруг гулко ухнуло. Крейсер содрогнулся больше обычного. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: «Затяжной выстрел...», «Взрыв в башне...» Одновременно раздался сигнал аварийной тревоги...

Официальной версией расследования причин взрыва на крейсере «Адмирал Сенявин» стал вывод комиссии о том, что при подаче электросигнала на выполнение девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. Мощная струя газов воспламенила приготовленные к стрельбе заряды. В башне возник пожар, мгновенно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Произошел сильный взрыв...

В этой страшной трагедии погибли 37 человек. Вот их имена:

капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович,

старший лейтенант Пономарев Александр Васильевич,

лейтенант Белюга Александр Владимирович,

лейтенант Марданов Валерий Ясавиевич,

старшина 1-й статьи Бикбов Рашид Кутузович,

старшина 1-й статьи Курочкин Анатолий Ильич,

старшина 2-й статьи Аникин Иван Иосифович,

старшина 2-й статьи Шикабутдинов Рамиль Саматович,

старшина 2-й статьи Подолько Сергей Николаевич,

старшина 2-й статьи Пономарев Виктор Федорович,

старшина 2-й статьи Акуличев Виктор Сергеевич,

старшина 2-й статьи Дадонов Александр Федорович,

старшина 2-й статьи Виноградов Виктор Михайлович,

старшина 2-й статьи Будаков Александр Петрович,

старший матрос Кулунов Виктор Васильевич,

матрос Гилазиев Фарид Гариевич,

матрос Галкин Геннадий Николаевич,

матрос Бородин Алексей Васильевич,

матрос Болдырев Александр Евгеньевич,

матрос Юдин Анатолий Борисович,

матрос Золотарев Виктор Васильевич,

матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич,

матрос Свинин Александр Романович,

матрос Сулейманов Наиль Мансурович,

матрос Чергушевич Юрий Михайлович,

матрос Архипенко Валерий Николаевич,

матрос Ануфриев Александр Николаевич,

матрос Шутов Леонид Семенович,

матрос Пинчук Александр Степанович,

матрос Ломаев Николай Александрович,

матрос Костылев Виктор Антонович,

матрос Матренин Анатолий Михайлович,

матрос Носков Владимир Васильевич,

матрос Проничев Николай Павлович,

матрос Прудников Иван Васильевич,

матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич,